Реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» в очередной раз наступила на те же грабли, точнее – на нерадивых подрядчиков. На этот раз построить мост, соединяющий берега реки Тулома, мешает затянувшаяся корректировка проектно-сметной документации.
Напомним, из-за разрыва контракта на строительство моста прокладку железнодорожных путей, которые должны обеспечить транспортной связью будущий порт «Лавна», заказчику пришлось перекроить проектную документацию, пока подрядчик «Ямалтрансстрой» занимается судебными делами: почти год назад с компании уже потребовались взыскать более 260 миллионов рублей, и за прошедшее время сумма только возросла.
Оставшаяся на стройплощадке техника пылилась, мост потихоньку ржавел, а работы всё не начинались. Единственное, что появилось на стройке – будка охрана на западном берегу. Видимо, чтобы не оправдывать название «моста самоубийц». Наконец-то Ространсмодернизация (РТМ) заключила договор на корректировку проектной документации, которую планировали сделать к середине августа 2022 года. С одного раза догадаетесь, выполнены ли работы? Естественно, нет.
Надо признать, что на объекте совсем недавно были замечены рабочие вместе с буровой установкой. Так что, движение есть, но куда?
На сайте госзакупок, где можно отследить исполнение контракта, 19 августа был опубликован документ, согласно которому заказчик направил досудебную претензию исполнителю работ – РЖД. Ространсмодернизация требовала заплатить неустойку в размере 6,45 миллионов рублей за задержки по четырём этапам корректировки. В противном случае, казённое учреждение грозилось подать на железнодорожников в суд.
На момент подготовки публикации в картотеке арбитража отсутствовала информация о возможном иске от РТМ. Вместе с этим, обновлённых сведений об исполнении контракта после 19 августа также не имелось. Обычный срыв сроков. Ничего нового для объектов в Мурманской области.
Но здесь примечательней другая сторона взаимоотношений двух федеральных организаций. РЖД в качестве субподрядчика привлёк АО «Гипротранспроект», которой заплатил 3/4 от всей суммы контракта (345 млн из 440 млн). С виду – самая обыкновенная компания, занимающаяся инженерным изысканиями. Однако, именно эта фирма была и предыдущим проектировщиком железнодорожной линии и моста через Тулому, когда со стройки «сбежал» «Ямалтрансстрой».
И вишенка на торте. Единственным учредителем «Гипротранспроекта» является…«Ямалтрансстрой». Удивительно, но, видимо, фирме дали второй шанс, чтобы исправиться за предыдущие грехи. Либо кому-то это может быть попросту выгодно. В свою очередь, бенефициар инженерной компании гордится своей «дочкой» на собственном сайте, где указаны все успехи «Гипротранспроекта» за последние годы.
И к чему же пришли все заинтересованные лица на данный момент:
Со всеми сложившимися факторами даже цинично выглядела недавняя новость, что с проектом реализации МТУ и порта на западном берегу Кольского залива всё хорошо. Шутка ли, но сообщение об этом появилось 19 августа – ровно в тот же день, когда была опубликована досудебная претензия Ространсмодернизации к РЖД. Опять не согласовали?
И, наверное, следующие месяцы губернатору Мурманской области придётся снова особо не выпячивать грандпроект на публику. Но Андрею Владимировичу не привыкать.