История строительства железнодорожного путепровода через Тулому в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла с завидной периодичностью становится то флагом, то табуированной темой. Сегодня, увы, именно второе – про стройку не вспоминают, и на то есть очень весомая причина.
Опыт прошлого года показал, что к паводку лучше всего готовятся энергетики. Они, по крайней мере, следят за погодой и на основе данных по выпавшим осадкам делают свои прогнозы по половодью, в отличии от регионального Минприроды, сотрудники которого вместо исполнения прямых обязанностей бегали по улицам и штрафовали мурманчан за нарушение масочного режима. Неудивительно, что они «пробегали» паводок.
Так вот, ориентируясь на данные энергетиков можно сказать, что в 2021 году зима была малоснежной, а значит серьезных проблем с прохождением половодья в Мурманской области не ожидается. Но это вовсе не означает, что можно закрыть глаза: по информации «Арктического Обозревателя» на некоторых расположенных в области водохранилищах во избежание переливов планируется холостой сброс воды. И об этих сбросах энергетикам предписано ставить в известность тех, кто на территории прохождения воды имеет интересы – хозяйственные, производственные, административные и так далее. Так, в нижнем течении Туломы, в непосредственной близости от плотины, расположена технологическая площадка строительства мостового перехода, который соединит восточный и западный берега реки и станет ключевым звеном в глобальном проекте «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (МТУ).
Этот мост, на минуточку, должны были закончить к концу 2020 года. Об этом летом прошлого года заявил сам губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Но что-то пошло не так, и ключевое звено стало самым слабым: с подрядчиком – АО «Ямалтрансстрой» контракт был расторгнут и стройка остановилась. Согласно открытым данным, подряд был расторгнут в одностороннем порядке генеральным подрядчиком (ООО «Стройгазконсалтинг») в октябре 2020 года.
К слову: лишение подряда на работы по строительству моста в 2020 году привело Ямалтрансстрой к чистому убытку по РСБУ в размере ₽ 3,754 млрд против прибыли годом ранее.
Как сообщили «Арктическому Обозревателю» источники в компании, Ямалтрансстрой вывезла всю технику, которая была задействована на строительстве моста ,в Салехард на другой объект. «На объекте сейчас работает только охрана. Ещё несколько сотрудников работает в мурмашинском офисе», – рассказали собеседники «АО». Кстати, охраняется только та часть объекта, которая расположена на правом берегу Туломы.
По их словам, ожидается, что компания планирует вернуться в регион и произойдёт это примерно 15 апреля. Такую информацию довели до рядового персонала.
Эту информацию частично подтвердил и Минтранс Мурманской области:
«В настоящее время работы по строительству указанного мостового перехода приостановлены в связи со сменой подрядчика.
Ведется работа по заключению государственного контракта на строительство, разработку рабочей документации и корректировку проекта по развитию железнодорожной линии ст. Выходной – ст. Лавна, а также по определению организации – технического заказчика проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». После заключения государственного контракта работы на объекте будут продолжены».
Вот вам и причина, по которой грандиозная стройка выпала из губернаторского пиара: в здравом уме никто не будет создавать положительный образ для «моста самоубийц».
А пока ТГК-1 выдано предписание уведомлять «Ямалтрансстрой» о планируемом открытии водосброса на Нижне-Туломской ГЭС. А пока ещё бывшему подрядчику необходимо ставить в известность энергетиков о строительстве дополнительных сооружений, способных вызвать изменение пропускной способности створа строительной площадки.
Он улетел, но обещал вернуться.