Занимательное мостостроение Мурманской области, или что нам стоит мост достроить?

Прошлый год запомнился жителям Мурманской области не только Ковидом и бездарными попытками властей справится с пандемией, но и обширным мостопадом. Открыл череду падений – железнодорожный мост через реку Колу, которые рухнул в первый день лета. Потом упало (уплыло) ещё несколько менее значительных мостов, но тем не менее их тоже пришлось восстанавливать.

Рухнувший мост в Коле – стратегически важный,  поэтому все силы были направлены на его скорейшее восстановление. Сказано – сделано: мост торжественно отрыли для движения в октябре, и, как заявил губернатор, «мост простоит 100 лет». Однако, вернёмся и к закупке (по которой было выделено финансирование на восстановление), и к актам передачи. 

Согласно закупки, стоимость восстановительных работ составила ₽ 1,2 млрд. со сроком исполнения договора – 30 сентября 2021 года. Из открытых данных известно, что исполнение договора продолжается, при этом в конце февраля 2021 года было изменено несколько существенных условий контракта – изменены сведения об объеме, цене закупаемых товаров (работ, услуг). А раз изменения сроков исполнения не последовало, – последний день сентября, – стало быть изменилась цена. Действительно, она уменьшилась почти на ₽ 200 млн: новая стоимость договора ₽ 1 016 759 605,20.

То, что договор продолжает действовать подтверждает и переписка неравнодушных северян с «Российскими железными дорогами» – паблик Кольский район: что есть и что будет? разметил ответ департамент капитального строительства ОАО «РЖД», в котором сообщается, что мост был открыт временно.

«В сентябре 2020 года, в целях скорейшего открытия движения поездов и обеспечения перевозок, в т. ч., пассажирских, на участке Выходной – Кола были завершены все необходимые мероприятия, позволяющие организовать безопасную временную эксплуатацию нового моста»

После ввода во временную эксплуатацию, подрядчик приступил к дальнейшим работам согласно проектной документации, среди которых – установка камер видеонаблюдения и заборов.  В ответе также сообщается, что все строительно-монтажные работы должны быть завершены в первом декаде июля (то есть, сейчас), а затем будет организована приёмочная комиссия Ростехнадзора, проведены кадастровые работы и окончательный ввод моста в эксплуатацию. 

В письме не сообщается, будет ли организована повторная торжественная церемония по случаю ввода в эксплуатацию нового моста, но можно предположить, что некоторые были бы не прочь взобраться на трибуну и произнести речь о том как они возводили мост. 

Фото - ВК «Кольский район: что есть и что будет?»

Пока шли работы по возведению моста, такими же ударными темпами шла прокладка железнодорожной ветки, которая позволила бы связать Мурманск с «Большой Землёй» – её проложили от станции Выходной в сторону станции Мурмаши (аккурат по насыпи, которую предполагалось использовать в системе МТУ). По этой ветке «кучеряво» пустили железнодорожные составы (преимущественно грузовые), а из станции Выходной сделали временный «вокзал Мурманск» – пассажирские поезда прибывали и отправлялись оттуда, а пассажиров доставляли в центр города бесплатными шаттлами. Исключение было сделано для поезда мурманского формирования № 21/22. Кстати, с открытием моста была произведена замена подвижного состава – вместо одноэтажных между Мурманском и Петербургом запустили 2-этажные вагоны.

А что же стало с вновь проложенной жд-веткой? Сейчас она пребывает фактически в замороженном состоянии. Однако, спешное возведение насыпи под неё стало причиной образования паводка в районе автодороги Молочный – Кола: по словам местных жителей до прошлого года вода не доставляла неудобств – она уходила естественным образом. А сейчас второй год подряд она подтапливает автоподъезд к посёлку.

Эта ветка упирается ещё в один мост, призванный соединить два берега Туломы, и который также возводится в рамках проекта МТУ. Возводился – обещанная губернатором сдача моста в декабре 2020 года обернулась разрывом контракта с подрядчиком и его уходом из области. Планируемое возобновление работ в апреле 2021 года не произошло, и теперь этот недострой, охраняемый только с одного берега, рискует рассыпаться, так и не пустив по себе ни одного состава (более подробно об этом мостовом переходе «Арктический Обозреватель» рассказывал в материале Из губернаторского пиара исключили «мост самоубийц»).

Если присмотреться, то можно увидеть три моста

Но не только железнодорожный мост через Тулому сейчас простаивает – ещё один новострой тихой сапой превращается в долгострой: речь идёт об автомобильном мосте через реку Колу, аккурат между Выходным и Молочным. В этом месте уже есть мост, однако новый сделан выше, такая новая жд-ветка должна располагаться тоже выше существующей. Вообще, тут уникальное место – здесь расположено сразу три моста: действующий, новопостроенный и технический. Последние два, видимо, тоже ждут, пока один достроен, а второй разберут.

Фото - ВК «Кольский район: что есть и что будет?»

Скопления мостов можно наблюдать и в Коле – там возводится новый авто-, пешеходный мост через Тулому, а старый доживает свой век в качестве открыточного вида на древнее мурманское поселение. И это второй мост, на котором ведутся работы (первый железнодорожный взамен упавшего). Напомню, что жители Колы выступали с инициативой сохранить старый арочный мост как памятник, однако такая возможность не была предусмотрена контрактом. Или, что не менее вероятно, никто не захотел заморачиваться вносить изменения. 

Таким образом, по состоянию на первую декаду июля 2021 года мы имеем: один недостроенный жд-мост в рамках МТУ через Тулому, один недостроенный автомобильный мост в рамках МТУ через Колу, один технический неразобранный мост через Колу, один непринятый, эксплуатируемый по временной схеме, железнодорожный мост тоже через реку Колу. Еще один мост в Коле возводится, а второй – доживает свой век в ожидании распила. 

Таких провальных объектов по области можно найти ещё много. И удивительно, как бывший сотрудник Минстроя и человек, умеющий «продавливать», до сих пор не «продавил» окончание строительства мостов. Быть может, если в приоритете благоустройство и комфортная городская среда, то остальные проекты нужны лишь для громких заявлений и красивых презентаций?