Чибис-расследования: от Мурмашей до Испании

Текущая неделя запомнится интересными расследованиями о недвижимости губернатора Мурманской области Андрея Чибиса и его супруги Евгении: сразу несколько источников разместили материалы о вилле четы в Испании, а также о квартире в краснополянском самострое. Ключевое предположение об испанской недвижимости, звучащее в расследованиях, – нарушение российского законодательства в части получения платы за сдачу в аренду дома и владения счетами в зарубежных банках для принятия этих платежей.

Один из районов Красной поляны

Напомню, мной по весне был получен ответ на запрос, в котором руководитель аппарата губернатора Надежда Аксёнова по поручению Андрея Чибиса, что объект недвижимости семьёй Чибисов не используется длительное время, а сам объект передан в безвозмездное пользование «третьим лицам». Других пояснений и доказательств передачи (например, договора) предоставлено не было. То есть, определённая толика сомнений в правдивости слов осталась. 

Меня больше заинтересовало не владение недвижимостью (этот факт, повторюсь, известен, и ничего нового пока в расследованиях я не увидел), а в целом атмосфера, которая складывается вокруг Андрея Владимировича: уж больно она похожа на ситуацию с Мариной Ковтун которая стала раскручиваться с середины 2017 года и разрешилась «добровольной отставкой» с поста губернатора в апреле 2019-го. «Раскручивание» началось с громких задержаний и арестов сотрудников из близкого окружения экс-губернатора. Но тогда сама Марина Васильевна решила сыграть ва-банк, выступив с заявлением, в котором обвинила силовиков в чрезмерном давлении.

В этом есть принципиальная разница между предшественницей и последователем: Марина Ковтун взяла инициативу в свои руки (по крайней мере – она попыталась это сделать), а окружение Андрея Чибиса всячески пытается дистанцировать шефа от ситуации. Конечно, громкое заявление Ковтун вызвало раздражение среди силовиков, но именно этот шаг позволил ей удержаться в кресле губернатора фактически до конца срока. 

Оказавшись в подобной ситуации (сомневаться в том, что точечные действия силовиков в отношении дорожников имеют более глобальную цель не приходится), Андрей Чибис предпочёл спрятаться за анонимными ТГ-каналами и законтрактованными СМИ. Возможно, аллюзия «Чибис – дорожники» не совсем прямая, но нельзя забывать, что именно глава региона подписал постановление, позволяющее заключать контракты с единственным поставщиком, при этом авансирование закупки составило 90%, а два чиновника – Кольцов и Алиев – считаются лояльными к команде Андрея Чибиса.

Ещё одно отличие двух последних губернаторов – в построении связей. Будучи местной, Марина Ковтун пыталась их «вырастить» из Мурманска. Андрей же Чибис попал в регион из кресла федерального чиновника. И его главная задача была не растерять те связи, которыми он обладал и коих было даже больше, чем у пред-предшественника Дмитрия Дмитриенко. Однако, если у Марины Васильевны построение связей и привлечение в область федеральных денег, пусть с трудом, но получалось, то Андрей Владимирович демонстрирует постоянные разрывы, не очень умело маскируя их пиаром и подручными средствами.

Яркий пример обратного действия пиара – ситуация с виниловым госпиталем в Мурмашах. Ещё два года назад из всех утюгов звучало, что это губернатор инициировал стройку века, и что именно на федеральном уровне его услышали и пошли навстречу. Сегодня же мы имеем заключённого под стражу экс-замминистра МЧС, курировавшего строительство ковидного госпиталя и растерянного губернатора, очевидно, не ожидавшего такого поворота событий. Держим в уме не менее амбициозный проект с участием губернатора по реновации южных причалов, а фактически – по отъёму бизнеса у местных предпринимателей. В этот проект на бумаге уже влился «Новый Мурманск», хотя инвесторов под него как не было, так и нет. Зато пиар есть.

Меж тем, главная задача в ближайшей перспективе для губернатора и внутриполитического блока – обеспечение победы партии власти на предстоящих выборах, а они уже обещают быть непростыми: Ковдор, Хабаров…