«Ад полон добрых намерений и пожеланий»
Бернард Клервоский
Я уже писал о сомнительной обоснованности Постановления №190-ПП от 21 марта 2022 г. «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области», которым определен совершенно анонимизированный и закрытый Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области.
Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Мурманской области №190-ПП от 21 марта 2022 г., устанавливает анонимный, негласный, непрозрачный порядок принятия решения о согласовании осуществления закупки у единственного исполнителя для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, вводя не установленные никакими нормативными актами органы власти, осуществляющие по факту распоряжение бюджетными средствами – Президиум Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области, Оперативную группа Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области, созданную Губернатором Мурманской области.
В этом решении Губернатора вроде бы ничего необычного для нас нет – ну распределят на выбранных достойных, ну, понятное дело, бюджет сам себя не распилит, но использовали благое по смыслу Постановление Правительства РФ №339 направленное на повышение устойчивости Российской экономики в условиях санкций для решения других задач, не прописанных в нормативных актах, ну сколько такого было и еще будет…
Но именно на примере применения таких методов будет видно, как государственный аппарат, действуя без контрольно, без независимой экспертизы принимаемых решений, разрушает не только государство как аппарат управления, но и страну.
В России, так или иначе сложилась рыночная экономика, отрицающая государственное планирование деятельности рыночных субъектов. Даже в условиях проведения Специальной Военной Операции и применения к России беспрецедентных санкций, направленных на уничтожение Российской экономики и рынка, разговора на уровне Правительства и Президента о введении государственного планирования экономической деятельности отраслей не ведется. Хотя о необходимости такого шага говорят многие экономисты.
Но, государственное планирование отраслей означает не только выполнение выделенными предприятиями определенных органами власти задач, но и поддержание уровня занятости, загрузки фондов всей управляемой отрасли.
Именно необходимость поддержания занятости, личного дохода граждан и фондов в социалистической модели за счет распределения государственного (общественного) заказа и ресурса приводит к экспоненциальному росту затрат в экономике и является пока неразрешимым противоречием в чисто «социалистической модели».
В СССР такое противоречие пытались решать ограничением потребления и роста доходов. Как только позволили доходам населения расти, а сложность экономики и номенклатуры выпускаемой продукции и услуг (работ) увеличилась, экономика СССР захлебнулась в затратах и дефиците. Китай, отойдя от классических марксистских догм, сумел до сегодняшнего момента обеспечить решение общественных задач экономики и личного потребления посредством многоукладной экономики. Истина она всегда где-то посередине…
Распределение государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Хороший закон, плохой, много копий, как говорится, сломано вокруг него (можно написать отдельно о его недостатках), но он оказался рабочим законом, существенно снизившим уровень коррупции в сфере применения и имеющий эффективный инструментарий применения. Закон, принятый в идеологии рыночной экономики, структурировал и открыл огромный рынок государственных и муниципальных, бюджетных закупок для огромного числа участников разного масштаба. Фактически любой желающий экономический субъект может найти себе место на этом рынке на вполне конкурентной основе.
Субъекты, участвующие в государственных и муниципальных закупках, модно обозначаемых как рынок B2S (бизнес для государства, не люблю иностранные терминологию, поэтому считаю правильно было бы называть ПДГ - предприниматели для государства), понимая планы закупок, свои возможности, могли планировать свою деятельность на этом рынке, включая найм кадров, закуп оборудования и накопления фондов; банки, обеспечивающие процесс предоставления гарантий, также неплохо на этом зарабатывали. Рынок государственных и муниципальных закупок, как достаточно прозрачный и конкурентный дал возможность работать многим предпринимателям и предприятиям, обеспечивал перелив посредством инициируемых государством рыночных отношений денежной массы в промышленность (развитие производственных фондов), в потребление – заработная плата, доходы. Это очень хороший инструмент.
И вот, в Мурманской области директивно отменяют эффективно работающую экономическую систему и вводят социалистическое по смыслу распределение государственных и муниципальных заказов в лучших традициях военного коммунизма…в интересах узкого круга лиц.
Это можно назвать экономическим переворотом в интересах узкого круга властной бюрократии. Переворот был осуществлён вполне бюрократическими методами - Президиум Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области, Оперативная группа Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области, то есть созданные Губернатором Мурманской области «над административные органы власти» в соответствии с Постановлением №190-ПП от 21 марта 2022 г. получили полномочия на принятие решений о согласовании изменений существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, заключенных при закупки у единственного исполнителя согласно Постановлению Правительства Мурманской области от 18.12.2020 N 899-ПП (ред. от 24.03.2022) "Об организации особо значимых закупок в Мурманской области" (вместе с "Положением об организации особо значимых закупок в Мурманской области"). При этом, учитываем, что кроме действительно значимых закупок, связанных с осуществлением национальных проектов, к значимым закупкам отнесены так и закупки, предметом контракта которых является выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, работы (услуги), предусмотренные в закупках, осуществляемых в рамках реализации государственных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды (благоустройство территорий), текущий ремонт дорог, проездов, тротуаров и придомовых территорий, выполнение наружных ремонтных работ в рамках капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, текущий ремонт дорог, проездов, тротуаров и придомовых территорий.
Заказы передаются единственному исполнителю директивно. Рыночные отношения ликвидированы… как раньше говорили по-марксистски.
Можно было бы согласится с принятой системой, если бы задачей ставилось и осуществлялось обеспечение равномерной загрузки всех рыночных субъектов государственной и муниципальной контрактации с целью избежать массовых увольнений, ликвидации производственных фондов, невозврата заемных средств, взятых на развитие производства и поддержания обновления фондов за счет закупа у отечественных производителей, поставщиков в условиях примененных к Российской Федерации санкций.
Но, как видно из распределяемых в Мурманской области в отрасли дорожного строительства и ремонта государственных и муниципальных контрактов, осуществляется задача монополизации отрасли единственным выбранным исполнителем с уничтожением других участников отрасли. Таким единственным исполнителем стало общество с ограниченной ответственностью «Север Строй», ОГРН 1085190009740, ИНН 5190187794 – с 1 апреля 2022 заключено с указанным обществом только зарегистрированных на данный момент в ЕИС Закупки, четыре государственных и муниципальных контракта на сумму и 3 239 249 921,00 рублей. Реестровые номера контрактов: 3519091812322000082, 2519150092422000010, 2519150092422000011, 2519150092422000015.
Для остальных действовавшим на территории области предприятий отрасли, ранее вполне успешно участвовавших в конкурентных процедурах по 44-ФЗ, в директивной экономике, учрежденной Губернатором Мурманской области Чибисом А.В., места не нашлось, и предприятия, лишенные участия в государственных и муниципальных закупках на конкурентной основе, фактически поставлены на грань разорения и, судя по всему, по мысли областных «неомарксистов» должны исчезнуть.
Это означает как минимум увольнение 1000 работников, выведение из области машин и оборудования на сотни миллионов рублей.
Я уж не говорю о снижении мобилизационных возможностей в области в рамках какой-либо чрезвычайной или военной ситуации. Ремонт дорог, мостов, взлетно-посадочных полос случись чего, как, чем и кем будем проводить? Забыли, что Мурманская область уже граничит со страной НАТО, вот-вот появился ещё одна и третья будет из-за спины этих двух выглядывать?
Это что - целевое планирование, направленное на повышение устойчивости Российской экономики в условиях санкций или, выражаясь опять же языком коммунистического периода, целевое вредительство, не только вызывающее подозрение в коррупции, но и в нанесении ущерба обороноспособности Отечества?
В завершении вспоминается анекдот позднесоветского времени:
Середина 1970-х. По Красной площади идёт военный парад. Стройными рядами проходят мимо Мавзолея офицеры, курсанты, моряки. И вдруг за моряками — вразброд толпа в дублёнках и пыжиковых шапках с портфелями в руках. Брежнев недовольно обращается к министру обороны: «А это ещё кто?» — «Это Госплан, Леонид Ильич! Знаете ли, колоссальной разрушительной силой обладает.
Это я к тому, что плановая директивная экономика, не обеспеченная точнейшим экономическим анализом и учетом всех имеющихся ресурсов, потребностей, принесет скорее всего больше вреда, чем пользы. Но наши проблемы лежат в более практической плоскости действий отдельных должностных лиц.