Реконструкция железнодорожного моста через Колу, который имел неосторожность рухнуть в первый день лета, обойдётся в 1,2 млрд рублей. Эти цифры были озвучены представителями РЖД, эти же цифры фигурируют в объявленном в срочном порядке тендере на производство работ.
Как следует из тендерной документации, закупка производилась «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуации». В силу этих обстоятельств она была произведена у единственного поставщика.
Вероятнее всего единственным поставщиком стала компания «Ямалтрансcтрой», что неудивительно – она в данный момент уже возводит железнодорожный мост в рамках проекта Мурманского транспортного узла, а значит необходимо оборудование уже находится на территории Мурманской области, что снижает накладные расходы. Почему вероятнее – на сайте госзакупок, несмотря на требования закона, до сих пор не размещена информация о том, с кем был заключён договор, хотя он уже находится в статусе «исполнение».
В помощь к «единственному поставщику» в Мурманскую область из Тамбова были мобилизованы инженерные войска минобороны.
Всё-таки, в голове не укладывается, как так могло случится, что стратегически важные объекты Кольского полуострова оказались зависимы от одного ветерана-мостика, построенного в 30х годах прошлого века. Кстати, последствия обрушения жители Мурманска уже начали ощущать на себе: выросла цена на бензин, а следом за топливом начнут расти и другие цены. Потом восстановление моста в кратчайшие сроки важно для всех отраслей – от экономической до социальной.
Кстати, о сроках.
Сразу после обрушения началось жонглирование датами, как обычно в таких случаях напоминающее игру «Угадай мелодию». После первого упражнения в демонстрации своих хотелок неизбежно приходит время экономических расчётов и определения истинных сроков: было заявлено: что мост восстановят к сентябрю. На сайте госзакупок срок окончания исполнения работ по договору также стоит сентябрь. Но 2021 года!
Здесь тоже, как в анекдоте про два варианта: либо до конца этого лета построят некую временную конструкцию, а параллельно будут возводить капитальное сооружение, либо восстановление действительно будет вестись больше года, а сообщение со столицей Заполярья будет организовано через жд-ветку МТУ, которую сейчас активно достраивают.
Надеюсь, выражение «нет ничего более постоянного, чем временное» в случае с мостом не будет применимо, потому что с «временным» ковидным госпиталем в Мурмашах, похоже, всё надолго.
Напомню, что мобильный госпиталь возвели за рекордные две недели, и в нём уже прошли противопожарные учения (ждём антитеррористические). Первоначально возвести конструкцию предполагалось в Молочном, но там не нашлось нужной площадки, поэтому решили пожертвовать старым аэродромом в посёлке Мурмаши (прощай, любительская авиация). Напомню также, что на возведение госпиталя из резервного фонда правительство выделило ни много ни мало, ₽ 970 млрд. Врачи, побывавшие в госпитале, находятся в некотором недоумении от его обустройства, но самое главное – от конструкции: сэндвич-панели и винилового полотна на каркасе. Да, это высокопрочное полотно, конструкция сделана добротно. Но это всего-лишь клеёнка! Даже с учётом оборудования, которое там находится (томографы, лаборатория, рентген-аппараты и так далее), всё слишком дорого.
В качестве сравнения – восстановление ЖД-моста через Колу обойдётся в ₽ 1,2 млрд, а клеёнчатый госпиталь – в ₽ 970 млн. Возможно, его предназначение в чём-то другом, но вот в чём?.. Или, например, стоимость строительства новой школы в Мурманске, которую не построят из-за отказа области принимать участие в софинансировании, тоже оценивается примерно в миллиард.
И пока в Белокаменке готовится к разбору временный (мобильный) госпиталь МЧС, на станции Выходной пассажиры коротают время во временном зале ожидания, в Мурмашах готовится принять первых пациентов временный госпиталь, а транспортное сообщение с Мурманском организованно по временной схеме (скоро даже участок автодороги «Кола» в районе строящейся развязки перекроют, так что для автомобилям временно же придётся въезжать в Мурманск через Зверосовхоз).