Шесть нюансов на границе между Мурманском и Ивало

С 15 июля Россия сняла все коронавирусные ограничения и открыла наземные границы с сопредельными странами, и в этот же день россияне, обладающие Шенгенскими визами, направились в Норвегию и Финляндию. По подсчётам финских пограничников, количество пересечений границы между двумя государствами моментально подскочило до допандемийного уровня – только за один день через пункты пропуска проследовало более пяти тысяч человек.

Въезд в Россию со стороны Финляндии

Мурманская таможня также подсчитала количество перемещений, однако говорить о полном восстановлении трафика пока преждевременно. Согласно данным, имеющимся в распоряжении «Арктического Обозревателя», за выходные границы между Россией и Финляндией, а также между Россией и Норвегией пересекли 707 человек. Больше половины от этого количества пришлось на пункт пропуска Борисоглебск, через который проследовало 433 человека. Там же было больше всего автомобилей и автобусов. 

«Арктический Обозреватель» побывал на российско-финляндской границе (МАПП  «Лотта» – «Райа-Йоосеппи»), пообщался с пограничникам и таможенниками с обеих сторон, и выяснил, какая в целом атмосфера в пунктах пропуска.

Итак, для пересечения границы как и раньше требуются: действующий загранпаспорт, открытая шенгенская виза, медицинская и автомобильная («зелёная карта») страховки. ПЦР-тест, сертификат о прививках и другие «ковидные» документы не нужны. Тем более, что ни Норвегия, ни Финляндия не признают российскую вакцину. Равно как и наоборот.

Нюанс 1.

Несмотря на отмену ограничений, в связи с очередным ростом заболеваемости на границах предупреждают, что может быть введён масочный режим или другие ограничения. В этой связи они рекомендуют иметь при себе медицинские маски, а также уточнять действующее на дату поездки правила.

Примерно за 100 км до границы (Титовка, Алакуртти и развилка Лотта-Никель) будьте готовы первый раз предъявить документы и машину к осмотру (как правило, пограничники бегло осматривают салон и багажник). 

Если вы не следуете за границу, то достаточно только российского паспорта, а вот для въезда в пограничную зону нужен только заграничный паспорт. 

Нюанс 2.

Перед въездом в пограничную зону к пункту пропуска «Лотта» раньше работала АЗС. Но во время пандемии, когда трафик упал до нуля, заправка была закрыта, а часть оборудования с неё было направлено на другие станции. Таким образом, ближайшая АЗС к «Лотте» находится в Верхнетуломском (это 60 км от Мурманска и 170 от поста). 
АЗС рядом МАПП «Лотта» возобновит работу, как только позволит трафик

Кстати об этой заправке. Несмотря на то, что она находится на российской стороне, электроэнергию она получала… из Финляндии. Равно как и сам пункт пропуска «Лотта». В связи с санкциями финская сторона прекратила подачу электроэнергии, и на посту работает генератор. По сведениями «Арктического Обозревателя», начиная со следующей недели на АЗС у «Лотты» начнут завозить оборудование, будет также установлен генератор для бесперебойной работы. Предполагается, что заправка возобновит работу до конца месяца. Но это пока только предположения.

Итак, на въезде в приграничную зону у вас опять проверяют документы (загранпаспорт) и осматривают автомобиль. Затем пограничник отпирает ворота, поднимает шлагбаум и вы въезжаете в пограничную зону. Следует напомнить, что останавливаться (и задерживаться) в этой зоне не рекомендуется, так как информация об автомобиле и количестве пассажиров в нём передана на пост, и есть примерное время следования от въезда в зону до поста. В случае, если вы по каким-то причинам не уложились в расчётное время, вас могут начать искать.

На приграничной территории до сих пор видны последствия лесных пожаров 2018 года

На въезде на территорию пункта пропуска у вас в третий раз проверят документы. К слову, сейчас на «Лотте» идёт модернизация пункта пропуска. Часть работ уже сделана и её «видно невооружённым глазом» – установлены новые ворота, шлагбаумы. Кроме того, въезд/выезд оборудованы заградительными барьерами как на жд-переезде. Поскольку работы ещё не завершены, прохождение паспортного контроля на выезд и на въезд осуществляется в одном павильоне. Так как трафик пока незначительный, к особой путанице это не приводит. Из позитивного – в районе МАПП уверено работает сотовая связь. Сотрудники поста говорят, что качество связи стало значительно лучше. 

На посту сотрудник таможни уточняет, имеются ли у вас товары, подлежащие декларированию. В связи с быстроизменяющейся политической обстановкой, рекомендуем уточнять действующие правила перемещения товаров через границу. Так как в Финляндии не работают пластиковые карточки, выпущенные российскими банками, необходимо иметь при себе наличную валюту. Например, на дату подготовки этого материала без декларирования можно вывозить сумму, эквивалентную $ 10000, а ввозить в Россию товара на сумму, не превышающую $1000.

После прохождения паспортного контроля наступает черёд осмотра автомобиля. Не знаю, связано ли повышенное усердие пограничников со скудным трафиком, но осмотр машины проводится крайне тщательно – от капота до багажника, через все двери, включая все уголки. Даже днище осматривают со специальным зеркалом. 

Нюанс 3.

Осмотр машины пограничниками и таможенниками производится с видеофиксацией. Этого тоже не было до пандемии. Тут не совсем понятно, для чего это надо – то ли для борьбы с коррупцией, то ли наоборот… Но факт остаётся фактом. Правда, вы можете попросить, чтобы вас не снимали, так как пока такое право вы имеете.

Пока шёл осмотр, я выяснил, что трафик через «Лотту» пока маленький, и в основном мурманчане (а их в минувшие выходные было абсолютное большинство) ехали в Ивало «на разведку» и на «лёгкий шоппинг». Лёгкий – потому что из-за взаимных ограничений что-либо существенное провезти не получится. 

Закончив с осмотрами можно следовать на выезд из страны. Тут вновь проверяют паспорт (проверяют, поставили ли на паспортном контроле отметку), открывают ворота, поднимают шлагбаум и опускают барьеры. Всё.

Финляндия

В пункте пропуска Райа-Йоосеппи за прошедшие два года тоже произошло множество изменений. Во-первых, его перенесли на 300 метров дальше от границы. Во-вторых, не удивляйтесь, когда не обнаружите на привычном месте никаких зданий (единственное сооружение, которое сохранено – пункт досмотра грузового транспорта). Само здание внешне напоминает пункт пропуска в Салле, но чуть по-меньше. 

На паспортном контроле необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховку на автомобиль. Пограничники в Финляндии спрашивают – куда вы едете, и на сколько дней. Всё стандартно. Пока считывались документы, пограничник спросил как дорога от Мурманска, много ли машин. Получив ответ, что машин немного он подтвердил, что с утра из России выехало всего 10 машин.

Так теперь выглядит пункт пропуска Райа-Йоосеппи

Пройдя паспортный контроль пришла пора таможни. Первый вопрос, который задал мне финский таможенник – везу ли я алкоголь и дополнительный бензин?

Нюанс 4.

В связи с ограничениями ЕС, в Финляндию нельзя ввозить бензин/дизтопливо в дополнительной ёмкости – раньше можно было провезти 10 литров в канистре или допбаке. Другое ограничение на ввоз в Финляндию – крепкий алкоголь. Это распространяется и на покупки из магазина дьюти-фри (напомню, на МАПП «Лотта» такого магазина нет).

Ещё раз проверив автомобильную страховку, таможенник осмотрел автомобиль и тоже поинтересовался куда и надолго ли я еду. Получив ответы, он напомнил, что граница работает по сокращённому графику.

Нюанс 5.

Действительно, во время пандемии было принято решение о сокращённом времени работы пунктов пропуска. Режим работы пока такой: «Салла» и «Лотта» работают с 8:00 до 18:00 в будние дни и с 9:00 до 17:00 по выходным; «Борисоглебск» открыт ежедневно с 9:00 до 16:00. Обратите внимание, что между Россией и Финляндией летом нет разницы во времени, а норвежское время отстаёт от московского на один час.

В свою очередь я задал вопрос о том, могу ли я вывозить из Финляндии продукты питания. Таможенник пояснил, что с продуктами и товарами для личного потребления проблем не будет, и пожелав хорошей дороги открыл шлагбаум.

Первым, кто встречает вас за на дорогах Финляндии – олени

Нюанс 6.

Финляндия ввела ограничение на покупку «предметов роскоши». К ним относится всё, что стоит выше 300 евро. В санкционный список, который распространяется и на физические лица, попали продукты питания, подгузники, смартфоны и так далее. Более подробно об этом сказано на сайте таможенного управления Финляндии. Однако, это не означает, что если вы купили, например, сыр и пачку подгузников, то финские таможенники у вас их изымут. Таким образом они пытаются бороться с челночным бизнесом (или с параллельным импортом – кому как удобней). 

В Ивало за два года практически ничего не изменилось, разве что в магазинах почти нет русских. Что до цен, то они стали выше, но подорожало далеко не всё. Магазины свободно принимают наличные евро, а вот чтобы заправиться – нужно будет поездить в поисках неавтоматической АЗС. К слову, бензин стоит около 2,4 евро за литр.

На обратном пути финский таможенник всё же посмотрел содержимое сумки, поинтересовался – не покупал ли я технику и вновь пожелав хорошей дороги выпустил из страны. 

На российской территории вновь началась история с проверками паспортов и углублённым осмотром машины представителями пограничной и таможенной служб. После завершения стандартных процедур мне пожелали доброй дороги и после очередной проверки паспорта выпустили с территории МАПП «Лотта».