С 15 июля Россия сняла все коронавирусные ограничения и открыла наземные границы с сопредельными странами, и в этот же день россияне, обладающие Шенгенскими визами, направились в Норвегию и Финляндию. По подсчётам финских пограничников, количество пересечений границы между двумя государствами моментально подскочило до допандемийного уровня – только за один день через пункты пропуска проследовало более пяти тысяч человек.
Мурманская таможня также подсчитала количество перемещений, однако говорить о полном восстановлении трафика пока преждевременно. Согласно данным, имеющимся в распоряжении «Арктического Обозревателя», за выходные границы между Россией и Финляндией, а также между Россией и Норвегией пересекли 707 человек. Больше половины от этого количества пришлось на пункт пропуска Борисоглебск, через который проследовало 433 человека. Там же было больше всего автомобилей и автобусов.
«Арктический Обозреватель» побывал на российско-финляндской границе (МАПП «Лотта» – «Райа-Йоосеппи»), пообщался с пограничникам и таможенниками с обеих сторон, и выяснил, какая в целом атмосфера в пунктах пропуска.
Итак, для пересечения границы как и раньше требуются: действующий загранпаспорт, открытая шенгенская виза, медицинская и автомобильная («зелёная карта») страховки. ПЦР-тест, сертификат о прививках и другие «ковидные» документы не нужны. Тем более, что ни Норвегия, ни Финляндия не признают российскую вакцину. Равно как и наоборот.
Нюанс 1.
Несмотря на отмену ограничений, в связи с очередным ростом заболеваемости на границах предупреждают, что может быть введён масочный режим или другие ограничения. В этой связи они рекомендуют иметь при себе медицинские маски, а также уточнять действующее на дату поездки правила.
Примерно за 100 км до границы (Титовка, Алакуртти и развилка Лотта-Никель) будьте готовы первый раз предъявить документы и машину к осмотру (как правило, пограничники бегло осматривают салон и багажник).
Если вы не следуете за границу, то достаточно только российского паспорта, а вот для въезда в пограничную зону нужен только заграничный паспорт.
Нюанс 2.
Перед въездом в пограничную зону к пункту пропуска «Лотта» раньше работала АЗС. Но во время пандемии, когда трафик упал до нуля, заправка была закрыта, а часть оборудования с неё было направлено на другие станции. Таким образом, ближайшая АЗС к «Лотте» находится в Верхнетуломском (это 60 км от Мурманска и 170 от поста).
Кстати об этой заправке. Несмотря на то, что она находится на российской стороне, электроэнергию она получала… из Финляндии. Равно как и сам пункт пропуска «Лотта». В связи с санкциями финская сторона прекратила подачу электроэнергии, и на посту работает генератор. По сведениями «Арктического Обозревателя», начиная со следующей недели на АЗС у «Лотты» начнут завозить оборудование, будет также установлен генератор для бесперебойной работы. Предполагается, что заправка возобновит работу до конца месяца. Но это пока только предположения.
Итак, на въезде в приграничную зону у вас опять проверяют документы (загранпаспорт) и осматривают автомобиль. Затем пограничник отпирает ворота, поднимает шлагбаум и вы въезжаете в пограничную зону. Следует напомнить, что останавливаться (и задерживаться) в этой зоне не рекомендуется, так как информация об автомобиле и количестве пассажиров в нём передана на пост, и есть примерное время следования от въезда в зону до поста. В случае, если вы по каким-то причинам не уложились в расчётное время, вас могут начать искать.
На въезде на территорию пункта пропуска у вас в третий раз проверят документы. К слову, сейчас на «Лотте» идёт модернизация пункта пропуска. Часть работ уже сделана и её «видно невооружённым глазом» – установлены новые ворота, шлагбаумы. Кроме того, въезд/выезд оборудованы заградительными барьерами как на жд-переезде. Поскольку работы ещё не завершены, прохождение паспортного контроля на выезд и на въезд осуществляется в одном павильоне. Так как трафик пока незначительный, к особой путанице это не приводит. Из позитивного – в районе МАПП уверено работает сотовая связь. Сотрудники поста говорят, что качество связи стало значительно лучше.
На посту сотрудник таможни уточняет, имеются ли у вас товары, подлежащие декларированию. В связи с быстроизменяющейся политической обстановкой, рекомендуем уточнять действующие правила перемещения товаров через границу. Так как в Финляндии не работают пластиковые карточки, выпущенные российскими банками, необходимо иметь при себе наличную валюту. Например, на дату подготовки этого материала без декларирования можно вывозить сумму, эквивалентную $ 10000, а ввозить в Россию товара на сумму, не превышающую $1000.
После прохождения паспортного контроля наступает черёд осмотра автомобиля. Не знаю, связано ли повышенное усердие пограничников со скудным трафиком, но осмотр машины проводится крайне тщательно – от капота до багажника, через все двери, включая все уголки. Даже днище осматривают со специальным зеркалом.
Нюанс 3.
Осмотр машины пограничниками и таможенниками производится с видеофиксацией. Этого тоже не было до пандемии. Тут не совсем понятно, для чего это надо – то ли для борьбы с коррупцией, то ли наоборот… Но факт остаётся фактом. Правда, вы можете попросить, чтобы вас не снимали, так как пока такое право вы имеете.
Пока шёл осмотр, я выяснил, что трафик через «Лотту» пока маленький, и в основном мурманчане (а их в минувшие выходные было абсолютное большинство) ехали в Ивало «на разведку» и на «лёгкий шоппинг». Лёгкий – потому что из-за взаимных ограничений что-либо существенное провезти не получится.
Закончив с осмотрами можно следовать на выезд из страны. Тут вновь проверяют паспорт (проверяют, поставили ли на паспортном контроле отметку), открывают ворота, поднимают шлагбаум и опускают барьеры. Всё.
В пункте пропуска Райа-Йоосеппи за прошедшие два года тоже произошло множество изменений. Во-первых, его перенесли на 300 метров дальше от границы. Во-вторых, не удивляйтесь, когда не обнаружите на привычном месте никаких зданий (единственное сооружение, которое сохранено – пункт досмотра грузового транспорта). Само здание внешне напоминает пункт пропуска в Салле, но чуть по-меньше.
На паспортном контроле необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховку на автомобиль. Пограничники в Финляндии спрашивают – куда вы едете, и на сколько дней. Всё стандартно. Пока считывались документы, пограничник спросил как дорога от Мурманска, много ли машин. Получив ответ, что машин немного он подтвердил, что с утра из России выехало всего 10 машин.
Пройдя паспортный контроль пришла пора таможни. Первый вопрос, который задал мне финский таможенник – везу ли я алкоголь и дополнительный бензин?
Нюанс 4.
В связи с ограничениями ЕС, в Финляндию нельзя ввозить бензин/дизтопливо в дополнительной ёмкости – раньше можно было провезти 10 литров в канистре или допбаке. Другое ограничение на ввоз в Финляндию – крепкий алкоголь. Это распространяется и на покупки из магазина дьюти-фри (напомню, на МАПП «Лотта» такого магазина нет).
Ещё раз проверив автомобильную страховку, таможенник осмотрел автомобиль и тоже поинтересовался куда и надолго ли я еду. Получив ответы, он напомнил, что граница работает по сокращённому графику.
Нюанс 5.
Действительно, во время пандемии было принято решение о сокращённом времени работы пунктов пропуска. Режим работы пока такой: «Салла» и «Лотта» работают с 8:00 до 18:00 в будние дни и с 9:00 до 17:00 по выходным; «Борисоглебск» открыт ежедневно с 9:00 до 16:00. Обратите внимание, что между Россией и Финляндией летом нет разницы во времени, а норвежское время отстаёт от московского на один час.
В свою очередь я задал вопрос о том, могу ли я вывозить из Финляндии продукты питания. Таможенник пояснил, что с продуктами и товарами для личного потребления проблем не будет, и пожелав хорошей дороги открыл шлагбаум.
Нюанс 6.
Финляндия ввела ограничение на покупку «предметов роскоши». К ним относится всё, что стоит выше 300 евро. В санкционный список, который распространяется и на физические лица, попали продукты питания, подгузники, смартфоны и так далее. Более подробно об этом сказано на сайте таможенного управления Финляндии. Однако, это не означает, что если вы купили, например, сыр и пачку подгузников, то финские таможенники у вас их изымут. Таким образом они пытаются бороться с челночным бизнесом (или с параллельным импортом – кому как удобней).
В Ивало за два года практически ничего не изменилось, разве что в магазинах почти нет русских. Что до цен, то они стали выше, но подорожало далеко не всё. Магазины свободно принимают наличные евро, а вот чтобы заправиться – нужно будет поездить в поисках неавтоматической АЗС. К слову, бензин стоит около 2,4 евро за литр.
На обратном пути финский таможенник всё же посмотрел содержимое сумки, поинтересовался – не покупал ли я технику и вновь пожелав хорошей дороги выпустил из страны.
На российской территории вновь началась история с проверками паспортов и углублённым осмотром машины представителями пограничной и таможенной служб. После завершения стандартных процедур мне пожелали доброй дороги и после очередной проверки паспорта выпустили с территории МАПП «Лотта».