Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало перечень субсидируемых межрегиональных маршрутов на 2023 год. Как показывает практика, этот список может быть расширен, но основная часть останется неизменной.
«Арктический Обозреватель» выяснил, как будут субсидироваться межрегиональные маршруты и куда для северян будет недорого открыто небо.
Начну с изменений в горнолыжном аэропорту «Хибины». Согласно перечню Росавиации, авиакомпания «Россия» в 2023 году заявлена рейсом из Северной столицы в Апатиты. «Дочка» Аэрофлота приступила к выполнению полётов на маршруте Апатиты – Петербург в феврале 2022 года. Учитывая стабильно высокий спрос на это направление (средняя коммерческая загрузка рейсов находилась на уровне 85-90%), практически сразу после открытия рейса было принято решение об увеличении частоты полётов до пяти рейсов в неделю, а с нового года рейс в «Хибины» станет ежедневным. «Россия» является крупнейшим эксплуатантом лайнеров отечественного производства «Сухой Суперджет 100» (73 самолёта). В 2021 году один из самолётов парка перевозчика был назван в честь города Кировска, в котором расположено несколько популярных горнолыжных курортов. Как следует из данных Росавиации, направление субсидируется совместно региональными бюджетами (С.-Петербурга и Мурманской области), а оставшиеся 39% – господдержка.
Вместе с тем, базовый перевозчик апатитского аэропорта авиакомпания «Северсталь» на 2023 год не получила ни одного субсидируемого маршрута. Пока отсутствует в списке и авиакомпания S7 Airlines («Сибирь»), которая выполняет рейсы в Апатиты из Москвы. Примечательно, что S7 летом текущего года убрала из расписания все рейсы в Апатиты, и только с 17 ноября вернула полёты в Домодедово. В предварительном расписании (имеется в распоряжении «АО»), «Сибирь» постепенно увеличит частоту московских рейсов (до ежедневных рейсов в новогодние праздники), а после нового года вновь сократит.
Теперь о Мурманске.
В новом году круглогодичную субсидию получили три направления – в Нижний Новогород, Пермь (совместные рейсы авиакомпаний «Икар» и «Северный Ветер») и Сочи (авиакомпания «Смартавиа»). В Нижний и Пермь с 1 января 2023 года рейсы заявлены с частотой дважды в неделю, а в Сочи самолёты по субсидируемому тарифу должны будут летать еженедельно. К слову, рейсы «Смартавиа» в Сочи субсидируются правительством Мурманской области в размере 61% (остальная доля – поддержка Росавиации).
Ещё один перевозчик – авиакомпания «ЮВТ-Аэро» продолжит межрегиональную субсидируемую полётную программу в Казань и Тюмень с частотой два рейса в неделю. Оба направления в равных долях (по 30,5%) софинансируются региональными правительствами, остаток также приходится на федеральную субсидию. Интересный момент: в перечне Росавиации указано, что «ЮВТ-Аэро» подало заявку на субсидирование рейсов в Казань со 2 января по 31 мая, а в Тюмень – по 30 апреля, а затем полёты возобновятся с 1 октября и 1 сентября соответственно. То есть, эти направления вероятнее всего будут исключены в летнем расписании мурманского аэропорта, так как самолёты, возможно, будут задействованы на более востребованных рейсах.
Ранее сообщалось, что S7 Airlines («Сибирь») намеревалась открыть рейс Новосибирск – Мурманск, но накануне первого полёта было принято решение об отмене данного направления. В расписании на будущий год и в перечне субсидируемых маршрутов этот рейс также отсутствует.