Отпуск с препятствиями

Режим закрытого неба в совокупности с введёнными санкциями в отношении самолётов иностранного производства, уж простите за штамп, внёс существенные коррективы в расписание движения самолётов из Мурманска. Если, например, в прошлом году, в мае трафик главной воздушной гавани Заполярья уже был насыщенным и разнообразным, то в нынешнем заметно существенное снижение. При этом, по статистике Росавиации, количество операций (взлётов и посадок) сократилось незначительно, а вот пассажиропоток снизился сразу на 12% (с 111,4 до 93,9 тысяч пассажиров). 

Нынешним летом для северян стали недоступными прямые рейсы как минимум в Краснодар, Анапу, Белгород, Воронеж, Ростов-на-Дону и Симферополь – все эти аэропорты, а равно как и воздушное пространство над ними, в целях безопасности были закрыты с 24 февраля 2022 года. На момент публикации режим ограничения полётов в эти и ещё пять аэропортов (Брянск, Геленджик, Курск. Липецк и Элиста) продлён до 12 июня 2022 года. Такие недельные резолюции вынудили авиакомпании сократить глубину планирования до одного месяца.

Не лучше обстоят дела и в аэропорту Хибины. Из-за сверхнагрузки на сочинский аэропорт, небольшой авиакомпании «Северсталь» оказалось не под силам втиснуться в плотный график черноморского аэропорта. Как «шутят» авиаторы, сейчас самый главный человек в авиации не Александр Нерадько, а директор аэропорта «Сочи»: именно он принимает решение об удовлетворении заявок на слоты. К слову, авиакомпания «Северсталь» временно заместила S7 Airlines («Сибирь») на московских рейсах в Апатиты, хотя ранее предполагалось, что между перевозчиками будет действовать договор о совместной эксплуатации рейсов (код-шеринг). Однако, технически это сделать не удалось. По официальным данным «Сибирь» вернётся в «Хибины» в октябре 2022 года. 

Выросший сочинский трафик привёл к дефициту мест на автобусы и поезда, следующие в Анапу, Геленджик и Симферополь. Например, на запущенный с 1 июня 2022 года поезд между Адлером и Симферополь билеты разлетелись как горячие пирожки, при том что состав идёт отнюдь не по побережью – от Туапсе ветка уходит к столице Кубани, чтобы потом вернуться к Чёрному морю в районе Анапы и Новороссийска. 

Стоит напомнить, что мурманские дети как раз оказались в ситуации, когда из Туапсе их автобусами развозили по лагерям Анапы и Геленджика, так как прямого жд-сообщения ни с Анапой, ни с Геленджиком из Мурманска нет. В результате различных нестыковок дети из Оленегорска, Мурманска, Кольского района и других муниципалитетов были вынуждены более двух часов просидеть на вокзале в ожидании пока их куда-нибудь определят.

К слову, ни от прокуратуры, ни от детского омбудсмена так и не объявили о проверке соблюдения прав юных северян. В связи с этом можно предположить, что и тоже оказалось наплевать на детей. 

Так что, отпуск – дело хорошее, но в этом году путь на отдых будет с препятствиями. 

В завершении, несколько советов частолетающего пассажира, которые помогут часть этих препятствий преодолеть.

Если вы покупаете билет не на прямой рейс, старайтесь покупать стыковочный рейс в рамках одного перевозчика или содружества авиакомпания (так называемое, код-шеринговое соглашение о совместной эксплуатации рейса). В случае задержи на первом сегменте полёта и опозданию на следующий рейс, перевозчик отправит вас в конечный пункт за свой счёт.

При покупке билета на рейсы с пересадкой обращайте внимание на время стыковки. В связи с тем, что режим ограничения полётов центральной и южной частях России постоянно продлевается, в системах бронирования могут возникать нестыковки. Например, время прилёта в транзитный аэропорт оказывается позже времени вылета следующего рейса. Разумеется, перевозчик вас пересадит на ближайший рейс без взимания дополнительной платы, но во избежание нервотрёпки лучше проверить билеты при покупке. 

Нелишним будет и совет покупать билет с более длительной стыковкой. Опять-таки, по причине закрытого воздушного пространства, продолжительность полёта, например, в Сочи увеличилось на 1-1,5 часа. Кроме того, аэропорт Сочи сейчас работает в режиме национального и международного хаба, то есть, нагрузка на воздушную гавань сравнима с Олимпийским периодом 2014 года. Разве что Олимпиада длилась всего две недели, а «военная спецоперация» продолжается уже более трёх месяцев. Из-за высокого трафика сочинского аэропорта возможны задержки с ожиданием вылета и посадки.

Более длительная стыковка убережёт от нервотрёпки с багажом. Если вы летите с пересадкой одной авиакомпанией, то в транзитном аэропорту ваши вещи почти 100-процентно своевременно перегрузят с самолёта на самолёт. Помните, чем меньше стыковка в больших аэропортах, тем меньше шансов, что ваш багаж прилетит в аэропорт тем же рейсом, что и вы. 

Если вы летите разными авиакомпаниями, у вас будет достаточно времени чтобы получить багаж и перерегистрировать его на следующий рейс.

При покупке билета (особенно в авиакассах) проверьте правильность и полноту заполнения контактных данных. Как правило, авиакомпаниям достаточно указать номер мобильного телефона для оперативного информирования о статусе рейса. Это может быть звонок автоинформатора или смс-уведомление. Помните, если вы не указали СВОИ контактные данные, или не ответили на звонок ответственность за опоздание на рейс ложится на вас, а значит и возместить расходы не получится. Даже по суду.

Возвращаясь к плотному сочинскому трафику. Если вы планируете отдохнуть в Крыму, то как вариант – купить билет, например, до Ставрополя или Минеральных вод. Оттуда гораздо спокойнее можно добраться до места отдыха на автобусе. Этот вариант подойдёт также для Краснодара и Ростова. При кажущейся удалённости, дорога по Ставрополью проходит по равнинной местности, а не по серпантинам.