Бытует поверье, что «настоявшие авиаторы отмечают профессиональный праздник 18 августа», как было постановлено в 1933 году. И эта дата приходится на третье воскресенье августа, что и было закреплено в постановлении правительства – с 1972 года День воздушного флота России отмечается третье августовское воскресенье.
С чем мы подошли к этой дате в 2022 году.
1) С 24 февраля полёты в 11 аэропортов центральной и южной частей России закрыты по соображениям безопасности в связи с проведением СВО на Украине. По этой причине время полёта, например, до Сочи увеличилась на 1,5-2 часа. Однако, не все авиакомпании готовы обеспечить горячим питанием пассажиров.
2) Европейские государства закрыли воздушное пространство для российских самолётов, в связи с чем авиакомпаниям пришлось изыскивать альтернативные маршруты. Так как российские самолёты рассчитаны на близки и средние расстояния, то возникла необходимость обустройства хабов. Одним из таких стал Сочи. Кроме того, сочинский аэропорт принимает пассажиров из закрытых воздушных гаваней в Анапе, Геленджике и Краснодаре, и количество пассажиров в нём стало кратно больше.
3) В ответ на закрытие воздушного пространства рядом государств, Россия ответила зеркально и запретила самолётам из недружественных стран пользоваться российским воздушным пространством. Это привело к падению доходов в Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) и, соответственно, к сокращениям персонала. По данным «Арктического Обозревателя», около 20% непроизводственного персонала уже в сентябре-октябре может остаться без работы. Однако, эта цифра может быть выше за счёт увольнения производственников – часть диспетчеров уже получила уведомление о сокращении; около 15 тысяч человек (примерно половины работающих авиадиспетчеров) находятся в частичном простое. На настоящий момент решение о поддержке ГК ОрВД еще не принято, оно находится на рассмотрении в Кабмине.
Существует версия, что гражданских диспетчеров могут заменить военные, и такой вариант вполне реальный, но необходим переходный период, сроки которого неизвестны.
4) В апреле 2022 года международные авиальянсы приостановили членство российских перевозчиков. Накануне праздника «Аэрофлот» сообщил, что также прекратил предоставлять привилегии участникам элитных уровней международного альянса SkyTeam на рейсах группы.
5) С 19 августа 2022 года авиакомпания UTair лишилась приложения в App Store и Google Play. Перевозчик уже пообещал, что будет искать альтернативные пути, а пока купить билет онлайн можно только на сайте авиакомпании или через агрегатора.
6) Несмотря на стабилизацию цен на авиационное топливо (а именно за счёт него в прежние годы росли или падали цены на билеты), стоимость авиаперелета по России значительно выросла. На днях читатели «АО» обратили внимание огромную стоимость билетов из Москвы в Мурманск с вылетом «на завтра». Другие же высказали, что «ничего удивительного в этом нет и такая ситуация складывается каждый год ближе к 1 сентября, когда все массово возвращаются к школе». Однажды даже это стало поводом обращения губернатора Мурманской области Марины Ковтун к гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву, в письме к которому она просила не отменять рейсы, так как это приводит к резкому скачку цен. И если раньше цена вырастала в 3-5 раз от обычного тарифа, то сейчас на многих тарифах наблюдается 10-кратный рост. Большинство рейсов выполняется почти со 100-процентной коммерческой загрузкой (в среднем в июле она составила 91,5%).
Сейчас же на цену билета стало влиять одновременно несколько существенных факторов. Это и аэронавигация, и наземное обслуживание, и аэропортовские сборы – стоимость этих услуг выросла в 1,3 – 3 раза. И это несмотря на то, что государство выделило субсидию ₽100 млрд на полёты в рамках летнего расписания.
Масла в огонь подлило и РЖД – на 21 августа до Мурманска из Петербурга билетов нет, а из Москвы можно уехать только на проходящих южных поездах.
Но есть и хорошие новости
В феврале, практически в день рождения российской гражданской авиации, авиакомпания «Россия» открыла прямое сообщение между Петербургом и Апатитами. Буквально с первых рейсов загрузка воздушных судов превышала 90%; это привело к тому, что перевозчик увеличил количество рейсов. Кроме того, «Россия» сохранила рейсы между Хибинами и Культурной столицей и в летнем расписании, подтвердив тем самым серьёзность намерений. Но самое главное – авиакомпания предоставила возможность жителям центральной и южной частей Мурманской области комфортно путешествовать по стране в сезон летних отпусков.
Этим летом с мертвой точки сдвинулся вопрос реконструкции Мурманского аэродрома. Согласно техническому заданию, будет расширен центральный перрон, модернизируется рулёжная дорожка, появится новое здание спасительно-аварийной службы. Реконструкция перрона и «рулёжек» соотносится со строительством нового терминала аэропорта, который должен был появиться уже в 2023 году.
Впрочем, нельзя не отметить, что с точки зрения перспектив, реконструкция аэродромных элементов и проектируемое здание нового терминала находятся на грани существующих мощностей и не отвечают перспективным потребностям (о роли мурманского аэропорта в трансатлантических рейсах и развитии туристических маршрутов их юго-восточной Азии в материале «Мурманск – важная точка на карте трансатлантических маршрутов»).
В 2022 году вот уже в третий раз распахнул двери специальный авиационный класс, работающий на базе Мурманского академического лицея и являющимся совместным проектом авиакомпании «Россия», «Арктического Обозревателя» и мэрии Мурманска. Нынешним летом первые ученики авиакласса закончили обучение и поступили в профильные училища и вузы.