Мурманск – важная точка на карте трансатлантических маршрутов

Сегодня в Мурманске может произойти историческое событие: главная воздушная гавань едва ли не впервые примет широкофюзеляжный самолёт. «Старожилы» конечно помнят, что аэропорт «Мурманск» уже принимал президентский «Борт № 1», когда столицу Заполярья посещал Борис Ельцин. Затем была проведена реконструкция взлётно-посадочной полосы – она стала уже, сменила покрытие, и… потеряла способность принимать широкофюзеляжные лайнеры. Да и не только широкий фюзеляж стал недоступен: приём и выпуск Airbus A321 в Мурманске долгое время проводился по разовым разрешениям Росавиации, а после получения постоянного допуска обслуживание этого типа воздушных судов до сих пор проводится с ограничениями (не более определённого количества взлётов и посадок в сутки).

После дозаправки самолёт полетит в Питер

С ростом пассажиропотока, а за последние 10 лет он увеличился практически в два раза, и изменения стандартов обслуживания пассажиров (в том числе – в связи с новыми требованиями авиационной безопасности), назрела необходимость проведения реконструкции и аэровокзального комплекса, и всей аэродромной инфраструктуры. Особенно остро встал вопрос 4-5 лет назад, когда в Мурманскую область активно стали приезжать азиатские туристы. В тоже самое время вынашивались планы прямого перелёта из стран Юго-Восточной Азии в Мурманск. Но все они упирались в экономическую целесообразность и неприспособленность мурманского аэродрома к приёму больших самолётов. К примеру, рейс из Шанхая в Мурманск без дозаправки может преодолеть широкофюзеляжный самолёт, но приземлиться в аэропорту он не сможет, а эксплуатация среднемагистрального лайнера с дозаправкой, например, в Новосибирске приводит к удорожанию перелёта. Поэтому выгодней было лететь на большом самолёте в Москву или Питер, а оттуда делать «вылазки» по округе, в том числе, и в Мурманск.

Первый шаг, который был сделан собственником аэропорта «Новапортом» для улучшение ситуации – реконструкция аэровокзального комплекса. По первоначальным планам, озвученными в декабре 2020 года, реконструкция должна пройти в два этапа – строительство нового терминала и ремонт существующего. Новый аэровокзальный комплекс общей площадью 5,8 тысяч квадратных метров должен быть построен в 2023 году. Здесь есть нюанс: проект был рассчитан на пассажиропоток 1,3 - 1,4 млн человек в год, а согласно статистическим данным воздушная гавань уже достигла планового показателя в 2021 году, обслужив в совокупности 1,356 млн пассажиров. Может сложится впечатление, что новый аэровокзал морально устареет ещё до начала активной фазы строительства. В этом случае стоит обратить внимание на пропускную способность нового терминала – и по обслуживанию пассажиров (400 человек в час), и по количеству операций с воздушными судами. 

Однако, вернёмся к сегодняшнему событию. Ситуация в мире, вызванная «специальной военной операцией» на Украине, привела к закрытию воздушного пространства для самолётов большинства российских авиакомпаний как в Европе, так и в Америке. По этой причине трансатлантические рейсы вынужденно летают над Кольским полуостровом, а далее – над нейтральной территорией на Кубу и Венесуэлу, небо которых «открыто» для россиян. Но даже не всякий широкофюзеляжный лайнер способен преодолеть такое расстояние без дозаправки. И если раньше в некоторых случаях дозаправка производилась в Рейкьявике, то по известным причинам сейчас это сделать невозможно. И Мурманск как раз и стал единственным городом, где можно дозаправиться. По сведениям «Арктического Обозревателя», Росавиация дала указание обеспечить дозаправку самолёта, летящего из Кубы в Петербург. И это – разовое «мероприятие», а чтобы такая возможность была постоянная – с соблюдением всех правил безопасности, необходима полноценная реконструкция не только аэровокзального комплекса, но и аэродрома (взлетно-посадочной полосы, рулёжке, стоянок). Напомню, что реконструкция аэродрома «Мурманск» есть в госпрограмме развития транспорта, но её финансирование постоянно откладывается.

Возможно, наконец настало время приложить усилия для «выбивания» денег из госбюджета на новую ВПП в Мурманске?

Тем более, что с отменой коронавирусных ограничений в Мурманскую область будут приезжать не только российских туристы, но можно говорить и о восстановлении южно-азиатского турпотока, для которого было бы удобней летать напрямую. Впрочем, как и мурманчанам в Азию, ведь соглашение о безвизовом обмене организованных туристических групп работает в обе стороны.

ОБНОВЛЕНО

Командиром воздушного судна было принято решение проследовать в Петербург без дозаправки в Мурманске