Мурманский Центр городского развития «попал под огонь» аудиторов

В альтернативной вселенной губернатор Мурманской области должен был выступить с годовым отчётом в зале заседаний областной Думы, сказать, что по ряду показателей регион так и не смог выполнить поставленных целей, попросить прощения и с поникшей головой уехать в «жёлтый дом» дальше размышлять, что же он делает не так. Но это только в альтернативной вселенной…

Мы же месяц назад увидели верх жонглирования цифрами с динамичными слайдами, рассказами из первых уст (то есть, от северян) о том, как же хорошо жить на Севере и все им тут помогают. Да, никто не спорит, что в этом есть толика правды, но не может же быть всё идеально и правильно? Даже сам отчёт губернатора не смогли нормально принять. Ладно, оставим это на совести тех счетоводов, в спешке одобрявших 100-страничный фолиант, больше похожий на беллетристику. Лучше изучим один презанимательный документ от Контрольно-счётной палаты Мурманской области, которая раз за разом приоткрывает завесу тайны расходования средств на содержание бюджетных контор.

В этом году «Арктический обозреватель» на основе данных КСП уже поведал о делах в Корпорации развития Мурманской области (им даже интересовались в ФСБ и Следкоме), а также в московском представительстве регионального правительства. Основные претензии были связаны с оплатой труда и премированием сотрудников, на которые уходила завышенная сумма средств. Теперь же аудиторы взялись за одно из самых главных детищ Чибиса – Центр городского развития Мурманской области. И, если в первых двух случаях шлейф косяков шёл ещё до губернаторства Андрея Владимировича, но ЦГР как раз наглядно и показывает всю суть работы созданных АНОшек за последние пару лет.

Итак, аудитор Контрольно-счётной палаты Мурманской области представил отчёт о результатах контрольного мероприятия с длинным названием «Проверка использования в 2020 году бюджетных средств, предоставленных на финансовое обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации «Центр городского развития Мурманской области». Коротко говоря, контрольный орган изучил, как расходовались ЦГРом бюджетные деньги в прошлом году.

В четырёхстраничном отчёте аудитор КСП составил 14 пунктов, в которых указан ряд нарушений при расходовании бюджетных средств. Об этих нарушениях мы сейчас подробней расскажем.

В первом же пункте говорится, что за минувший год ЦГР использовал только 2/3 областной субсидии, в то время как АНО не израсходовала 240 из 647 миллионов рублей. То есть, эти деньги, которые можно было направить на ту же «социалку» или здравоохранение «зависли» в воздухе над зданием Центра городского развития. Весомая часть отчёта посвящена сырым правилам расходования средств и запоздалым срокам предоставления субсидий от Минграда Мурманской области.

«В четырех случаях перечисление бюджетной субсидии на общую сумму 395 485,7 тыс. рублей осуществлено Министерством (градостроительства и благоустройства Мурманской области – прим.ред.) позднее срока, установленного в плане-графике в диапазоне от 9 до 131 дня, что не соответствует пункту 4.7 Правил предоставления и расходования бюджетной субсидии во взаимосвязи с пунктом 3.2 соглашения о предоставлении субсидии», - говорится в отчёте областной Контрольно-счётной палаты.

Неоднократно аудитор указывает на нарушения вразрез с Бюджетным кодексом РФ. К примеру, нарушен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, так как в соглашении о предоставлении субсидии Центру определен только общий размер бюджетной субсидии, а детализация отсутствует.

Отдельный блок контрольного отчёта посвящён формированию оплаты труда и содержанию Центра городского развития. Как бы это не было удивительно, но в течение прошлого года сумма средств на содержание АНО было увеличено более чем на восемь миллионов рублей, а, например, на основные направления деятельности финансирование сократилось на 15 миллионов рублей.

Руководство ЦГР тоже себя не обделило и получило хорошие премии за предыдущий год, которым могли бы позавидовать директора Фонда капремонта и Центра содействия жилищному строительству. Так, за 2020 год руководитель и его заместитель получили премии на общую сумму 1,6 миллионов рублей с потрясающей формулировкой – «за выполнение особо важных и ответственных работ в связи с выполнением большого объема работы в короткие сроки». А что это за такие «работы», не поясняется.

Но это ещё не самое удивительное при расходовании средств в Центре городского развития. Оказывается, что за счёт бюджета до августа 2020 директор АНОшки получал компенсационную выплату за…аренду жилья! Да-да, как вы уже поняли, речь идёт о гастарбайтере из Беларуси Андрее Коровянском, который как раз 19 августа прошлого года ушёл с поста. Однако здесь больше поражает размер той самой «ежемесячной выплаты», который составляет почти 43 тысячи рублей. При беглом просмотре сайта бесплатных объявлений подобных предложений о съёме квартир в Мурманске можно найти несколько десятков, но всё равно отметим, что у г-на Коровянского губа – не дура.

Хотя не только экс-директор ЦГР получал такую приятную выплату. Согласно отчёту КСП, всего за 2020 год на Коровянского и двух замдиректоров было потрачено более 730 тысяч рублей на эти цели.

Особое внимание Контрольно-счётная палата обратила на взаимодействие (точнее, на его отсутствие) АНО с Наблюдательным советом, с которым Центр городского развития должен согласовывать все сделки. Установлено, что за прошлый год ЦГР заключил 17 сделок мимо Наблюдательного совета на общую сумму почти 680 миллионов рублей (о том, сколько всего прошло денег мимо АНОшки, «Арктический обозреватель» также рассказывал), а также безвозмездно передал некоторые объекты имущества, передачу которых тоже должен был согласовать с этим органом.

Какие ещё недостатки выявлены в деятельности Центра городского развития?

- АНО перечислило подрядчику работ по благоустройству жилого квартала в Североморске аванс в два раза превышающий возможный, с учётом того, что работы даже не были начаты;

- Отчёт о расходах Центр городского развития хоть и предоставил вовремя, однако не является информативным и предусматривает несопоставимые с соответствующими показателями расходов;

- Только половина (четыре из восьми) плановых показателей были достигнуты Центром в 2020 году.

Естественно, такое большое количество нарушений и недочётов не могло вынудить КСП применить самые кардинальные меры. Кроме выданных предписаний аудиторы направили результаты отчёта в Следственный комитет и прокуратуру Мурманской области для рассмотрения и принятия соответствующих решений. С большей долей вероятности, следователи и прокуроры организуют проверки по фактам нецелевого расходования средств и виновные будут наказаны. В пресс-службе областного надзорного ведомства «Арктическому обозревателю» уже подтвердили факт получения материалов отчёта от Контрольно-счётной палаты.

Расхлябанность и разгильдяйство – вот главный результат деятельности Центра городского развития, который был призван стать флагманом всех губернаторских АНОшек. Теперь же самое интересно будет ровно через год, когда КСП будет составлять аналогичный отчёт, который можно будет сравнить с нынешним и наглядно убедиться, исправился ли Центр городского развития или дальше продолжить транжирить бюджетные деньги.  

К слову, следующий отчёт по Центру городского развития будет утверждать уже другой руководитель Контрольно-счётной палаты. Руководившая контрольным органом с 2016 года Елена Кашапова в ближайшее время оставит этот пост. Об этом «Арктическому Обозревателю» сообщили источники, близкие к контрольной-счётной палате.

«Елена Викторовна откровенно устала за последние пару лет от какой-то свистопляски. Сейчас идёт подбор кандидатов; должна быть встреча с Чибисом. Вероятнее всего, мнение Думы учитываться не будет», – рассказали собеседники «АО».