Продолжим изучать кадровые перестановки в областном правительстве, анонсированные губернатором Чибисом в конце декабря и осуществленные буквально сразу после нового года. «Арктический Обозреватель» уже рассказал о шатких положениях Лыженкова и Евменькова. Пришла пора посмотреть на связку Демченко-Панычев. Согласно новым вводным, Дмитрий Панычев будет отвечать теперь не только за подведомственные учреждения, но и отчитываться за реализацию нацпроектов. Или – за их провал.
![](/resize/publication/3163d/27595_W9cUy8CHaii0INCIQtBj-200.jpg)
Для затравки – вот какая история
Обычно, после публикации на тему здравоохранения, в чате «АО» возникают обсуждения, касающиеся, в том числе, кадров в больницах и поликлиниках, и так или иначе заходит разговор о невозможности записаться на приём к узкому специалисту. Многие видят выход в обращении в частную клинику. Однако, не каждый знает, что даже при обращении в негосударственное учреждение, пациент может рассчитывать на лечение в рамках полиса ОМС.
Мог бы. Если только частное учреждение имело достаточное количество квот. Квоты распределяет специальная комиссия, в которую входят, например, чиновники от Минздрава, правительства и представители фонда медицинского страхования. Так вот, по нашей информации главные врачи и ещё несколько чиновников, входящие в комиссию по распределению квот на приём к узким специалистам, «заблокировали» запросы частных клиник и не дали им возможность принимать пациентов в рамках ОМС (по полису).
Строго говоря, с формальной точки зрения комиссия квоты выделила, однако сделала это «на минималках». По данным «Арктического Обозревателя», резко против высказалась новоиспечённая вице-губернатор по внутренней политике Оксана Демченко (в ту пору ещё курирующая сферу здравоохранения). Жару в огонь, а точнее – тишину в омут – добавили главврачи подведомственных минздраву больниц, голосовавшие либо против, либо воздержавшись.
Получается довольно странная и неприятная картина. Многие учреждения здравоохранения, подведомственные областному минздраву, страдают от нехватки узких специалистов, но при этом получают довольно жирный кусок с квотами по ОМС. Квоты, разумеется, расходуются, но, по словам моих источников, не за счёт качества, а за счёт количества. То есть, пациента «лечат» визитами к врачу!
![](/resize/publication/3163d/27595_pcxaARRxFO12A40EOBL3-200.jpg)
Говоря о нехватке специалистов нужно сделать небольшую поправку. В Мурманской области функционирует несколько частных клиник, которые укомплектованы специалистами гораздо лучше, чем подведы Минздрава, и чаще всего потому, что врачи ушли из государственных учреждений в частный бизнес. Достаточно вспомнить массовый исход офтальмологов и лор-врачей из городской больницы, приведший к закрытию этих отделений, которое «замаскировали» под оптимизацию.
Как итог – в горбольнице освободившиеся отделения перепрофилируют под реабилитационный центр, а вся нагрузка легла на областную больницу, в которой отведено 12 минут на пациента…
![](/resize/publication/3163d/27595_rOosGUkP4pctSdvE7hHT-200.jpg)
Но одно дело кадры, а совсем другое – национальные проекты, с которых мы начали. И первое, что вспоминается – стройка нового хирургического корпуса, который должен закрыть потребности онкодиспансера. Согласно информационному щиту, работы выполняет компания «Торион». При беглом изучении данных выяснилось, что основной ОКВЭД этого ООО – «Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика». Опрошенные «АО» специалисты подтвердили, что подобные компании, имеют все необходимые лицензии и разрешения, но, как правило, самостоятельно ничего не строят, а заключают договоры субподряда. При этом, вся ответственность за неисполнение всё равно лежит на компании. Ещё выяснилось, что уставной капитал ООО «Торион» – всего ₽ 75 тысяч, а в роли исполнителя по госзаказам компания отметилась лишь дважды. Мурманский контракт – на ₽ 1,880 млрд, – третий в копилке «Ториона».
По состоянию на последнюю неделю января, работы там приостановлены, хотя по графику производства работ (он является приложением к контракту), стройка должна идти полным ходом. Причины простоя называют разные – от отсутствия рабочих до технологической необходимости («нужно немного подождать»). Напомню, контракт на строительство нового корпуса онкодиспансера был заключен 1 марта 2022 года. За 1,5 года подрядчик должен выстроить 9-этажное здание с подвалом и наполнить его оборудованием (оно входит в цену контракта).
Помните, Панычев уже «строил» виниловый ковидный госпиталь в Мурмашах за миллиард рублей (итоговая сумма, конечно, вышла чуть меньше – «всего» ₽ 690 млн). Сейчас у Дмитрия Вячеславович есть шанс вновь продемонстрировать гений строительства, разве что избежать ответственности уже вряд ли получится: на этот раз федеральные деньги выделены в рамках приоритетного нацпроекта, а не из федерального резервного фонда по линии МЧС. Правда, не исключается вероятность очередного «договора с областной прокуратурой», но у Паволина по весне заканчивается 3-летний карт-бланш, и кто знает, как будут развиваться события. Пока же мне видится так: Демченко намерено вывели из под удара, свалив всю ответственность за возможный (возможно, такой же намеренный?) срыв стройки онкодиспансера на Панычева. То есть, его повышение вполне тянет на заклание.
![](/resize/publication/3163d/27595_QHJD1xV0r8ufWZefqC9n-200.jpg)
Кстати. По фактам, изложенных в материале «АО» о срыве ещё одного нацпроекта «Образование» (центр одаренных детей по-прежнему ютится в «Лапландии» вместо собственного задания), прокуратура-таки провела проверки и… вынесла представление об устранении нарушения. Пожурила, стало быть.
Таком образом, перестановки в областном правительстве (или, перераспределение функционала) очертили узкий круг доверенных лиц губернатора Чибиса, а равно и его решимость защищать (не подставлять) только тех, кто в этот круг входит. Для остальных правило «неприкасаемых нет» не просто продолжает действовать, а многократно усиливается.