Мурманская политика: перестановки ради второго срока?

Начало года ознаменовалось кардинальными изменениями в правительстве Мурманской области. О грядущих перестановках губернатор Чибис заикнулся на итоговой пресс-конференции, отвечая на вопрос коллег о работоспособности команды. Тогда глава региона пояснил, что оценивает работу команды хорошо, и что перестройка будет внутри неё. То есть, будут перераспределены некоторые функции.

«Кадровый резерв» правительства Мурманской области

Перераспределение не заставило ждать и буквально в первый рабочий день перестановки стали известны.

Дмитрий Панычев был возведён в статус вице-губернатора с сохранением функций министра здравоохранения. Такой карьерный рост «почётного медика» можно было назвать успешным, если бы не одно «НО»: функции социального вице-губернатора отчасти выполняла Оксана Демченко, которой Андрей Чибис отдал внупол. Поэтому, я склонен считать, что повышение Панычева – это техническая рокировка.

 Второе неожиданное повышение – «силовым» вице-губернатором стал Артём Долгов, который «наводил порядки» в Мурманскавтодоре. Чибис сделал Долгова не просто своим заместителем – ради этого был смещён Эрик Хисматуллин. Хотя, официальная версия – «ушёл по собственному желанию». 

Позволю некоторое отступление. В 2020 году на должность Председателя Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области был назначен отставной полицейский Сергей Приходько. Мурманчане знают Сергея Игоревича как «настоящего полковника» – честного и принципиального. Таким же образом охарактеризовал его Андрей Чибис, представляя в новой должности. Каково же было всеобщее удивление, когда экс-глава мурманской полиции внезапно ушёл в отпуск с последующим увольнением, а на его место был назначен земляк губернатора Илья Воробьёв. В апреле 2022 года, когда уже во всю шла СВО, ещё один добропорядочный полицейский Эрик Хисматуллин внезапно оставляет службу в Росгвардии и переходит на работу в правительство Андрея Чибиса, и как раз на ту должность, которую занимали сначала Приходько, а позже – Воробьёв. С приходом Эрика Ильдусовича статус комитета повышается до министерства, а должность – с председателя до вице-губернатора. Разумеется, почти все знают истинную причину ухода Эрика Ильдусовича из Росгвардии; его приглашение в правительство со стремительным повышением статуса выглядело как попытка укрепления Чибиса за счёт авторитета Хисматуллина. Но и Приходько, и Хисматуллин – прежде всего офицеры, для которых менталитет «гражданских» с постоянными «хотелками», «истериками» и «договорами» – чужд и неприемлем. Кроме того, оба силовика – не просто местные, но и имеющие определённое влияние, явно превосходящие уровень Андрея Чибиса. Возможно, по этой причине и Эрика Хисматуллина попросили на выход, как в своё время Сергея Игоревича. 

Теперь вместо них – не особенно в регионе известный Артём Долгов, за два года сделавшего умопомрачительную карьеру от председателя антикоррупционной комиссии через кресло начальника автодора в кабинет вице-губернатора. Вполне вероятно, что неизвестность Долгова с лихвой компенсируется близким знакомством и землячеством с Андреем Чибисом. 

Вернёмся к правой руке губернатора Оксане Демченко. С нового года Оксана Николаевна будет заниматься внутренней политикой вместо Владимира Евменькова. Владимир Васильевич хоть и сохранил статус вице-губернатора, но теперь сфера его интересов – СВО и участие в ней Мурманской области. То есть, минимальная. А вот Оксане Демченко в этом году предстоит выстроить работу в муниципалитетах, в 12 из которых состоятся полноценные выборы и ещё в двух – довыборы.

Руководить предстоящими выборными кампаниями будет Оксана Демченко

Как мне кажется, приближение Долгова и переход Демченко в плоскость публичной политики вполне сходится с желанием губернатора выпросить у президента второй срок – пока тот будет заигрывать с высшей властью, эти двое будут «рулить» областью: Андрей Чибис доверяет Демченко и Долгову больше, чем кому бы то ни было в команде. А, стало быть, полномочий и возможностей принимать самостоятельные решения у них будет значительно больше, чем у Евменькова, Хисматуллина и других членов команды.