Со скрипом, словно нехотя, в реализации проекта Мурманского транспортного узла начался очередной этап: в конце декабря Ространсмодернизация заключила с РЖД новый контракт на строительство жд-ветки от станции Выходной к морскому порту Лавна. Как указано в документе, контракт был подписан 20 декабря 2022 года.
Изучив обновленный контракт, по которому железнодорожную ветку со всей инфраструктурой должны запустить до конца 2024 года, «Арктической Обозреватель» обнаружил несколько примечательных деталей. Например, цена контракта – 36,1 миллиарда рублей, при том что и федеральные власти, и вслед за ними губернатор Мурманской области, заявляли о выделении 37,7 миллиардов рублей. Отчего контракт «похудел» на 1,6 млрд – неизвестно, но как минимум это наводит на определенные подозрения. Нельзя забывать, что в Мурманской области есть не один печальный опыт разбазаривания государственных денег. Стоит вспомнить «виниловый» госпиталь в Мурмашах – на его строительство было выделено 970 миллионов рублей, а потрачено 710 миллионов рублей. Эта разница заинтересовала правоохранительные органы, и в отношении бывшего заместителя министра по ЧС Андрея Гуровича было возбуждено уголовное дело. Именно он курировал стройку и вместе с губернатором Чибисом принимал участие в приёмке «мыльного пузыря».
Ещё до заключения контракта правительство РФ подготовило распоряжение об определении единственного поставщика работ в лице РЖД. В тексте документа говорится, что железнодорожный монополист может привлекать субподрядчиков и соисполнителей, но сам должен выполнять хотя бы 5% запланированных работ (в стоимостном выражении).
В середине декабря федеральный кабмин также установил погодовое распределение средств, направляемых на гигантскую стройку. Так, в прошлом году финансирование составило 8,9 миллиардов рублей, в 2023 году – 12,5 млрд руб., а в 2024 году – 16,1 млрд руб. Сметная стоимость всего объекта оценена в размере 65,3 миллиардов рублей.
Согласно смете, самый большой объём финансирования – более 10 миллиардов рублей без учёта НДС – приходится на «основные объекты строительства». Более 2,3 миллиардов рублей потратят на обустройство земляного полотна для железнодорожных перегонов, а порядка 330 миллионов уйдёт на сооружение водопропускных труб.
Отдельно выделим достройку «моста самоубийц» – мостовой переход через реку Тулому – на доведение конструкции до ума сметой запланировано 2,9 млрд рублей. Отметим, что на шесть мостов поменьше выделено - всего 800 млн.
Напомним, предыдущий подрядчик по строительству жд-ветки и моста через реку Тулома «Ямалтрансстрой» бросил площадку и «бежал» с территории. В это же время в отношении компании рассматривалось несколько десятков дел по контрактам с субподрядчиками и соисполнителям на сотни миллионов рублей.