Шестьсот километров областных дорог стали бесхозными

Читатели «Арктического Обозревателя» обратили внимание, что на сайте Госзакупок появилась информация о расторжении в одностороннем порядке по инициативе заказчика двух госконтрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области «СЕВЕР» и «ВОСТОК». Эти контракты, как и целый ряд других, были заключены у единственного поставщика по решению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, то есть – по решению губернатора Мурманской области. Единственным исполнителем по этим двум контрактам являлось ООО «Север Строй».

Что внутри?

Двумя контрактами предусматривалось долгосрочное (до 21 июня 2024 года) содержание автомобильных дорог, отнесённых к «Северу» и «Востоку» Мурманской области. Например, участок «Север» включает в себя автодороги Заполярный – Сальмиярви, Мишуково – Снежногорск, и целый ряд других, а также автоподъезды к населённым пунктам в северной части полуострова (Заозёрску, Лавне, Белокаменке, Печенге и так далее). Аналогично – на «Востоке»: это автодороги Кола – Серебрянские ГЭС, Североморск – Североморск-3 и несколько автоподъездов к населённым пунктам. Общая протяжённость автодорог на участках «Север» и «Восток» составляет 608,127 км (396,85 и 211,277 км соответственно). Согласно контрактам, общий объем средств, выделенных из областного бюджета на два года, составил 990,5 млн рублей. По данным контрактам не предусмотрено авансирование (только обеспечение в размере 10% от НМЦК). Расчёты с поставщиком должны были производиться поэтапно; каждый этап совпадал с календарным месяцем. Ни в одном из контрактов не установлен гарантийный срок на выполненные работы. 

Причина расторжения.

Как указано в пояснительной записке, причиной для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке стало ненадлежащее исполнение подрядчиком условий договора. Нет смысла перечислять все выявленные недостатки и недоделки – их количество довольно приличное. Все они были зафиксированы и переданы «Север Строю» для исполнения, однако компания проигнорировала большую часть предписаний, а те, которые исправила – сделала опять-таки некачественно. 

Из интересного: «Север Строй» не согласовал с «Мурманскавтодором» рецепты подобранных составов на приготовление асфальтобетонной смеси для проведения ямочного ремонта.

По сведениями источников «Арктического Обозревателя», близких к «Север Строю», генеральный директор компании «пришёл в ярость, когда ему принесли решение о расторжении». Решение с перечнем недоделок, к слову, имеется на сайте Госзакупок, равно как и акт об отказе генерального директора ООО «Север Строй» Оганеса Геворкяна получать документы о расторжении контракта.

Автоподъезд к Минькино. Теперь он бесхозный?

В пояснительной записке указано, что первый этап в двух контрактах закончился 21 июля 2022 года. К этому времени исполнитель должен был предоставить закрывающие документы для того, чтобы у заказчика имелось основание для оплаты. Вместе с тем, решение о расторжении договоров в одностороннем порядке датировано 18 июля 2022 года, то есть, за несколько дней до окончания первого этапа. Решение подписано ВРИО начальником «Мурманскавтодора» Андрем Шварцкопом, который «остался на хозяйстве» после задержания за взятку действующего руководителя Владислава Алиева, которое произошло 10 июля. Напомню, информация о задержании Алиева появилась только на следующий день и была связана с проведением оперативных мероприятий не только в Мурмаскавтодоре, но и в самом Минтрансе и КРГХ Мурманска. Итогом мероприятий стали:

отставка министра транспорта Мурманской области Артёма Гришина;

– отставка замглавы администрации Мурманска и председателя комитета по развитию городского хозяйства Эдуарда Кольцова (у него обнаружился незадекларированный валютный счёт в банке недружественной страны);

– назначение Юлии Полиэктовой на должность министра транспорта, а Артёма Долгова – на должность начальника «Мурманскавтодора» (на момент написания материала соответствующих изменений в налоговой инспекции не произведено);

– сам же Алиев оценил свои «услуги по закрытию глаз на дорожные недоделки» в сумму около ₽ 4 млн, за что и был взят оперативниками

Согласно открытым данным, компания «Север Строй» зарегистрирована в Мурманске в 2008 году. Её учредителем является Оганес Шанкоян, который также учредил ещё несколько компаний. По данным бухгалтерской отчетности, компания до 2020 года не отличалась особенной прибыльностью, и лишь с пандемийного года уверенно пошла вверх. Очень уверенно – бухгалтерская выручка «Север Строя» выросла с 10 до 210 млн рублей за два года.

Ключевыми заказчиками на выполнение работ являются две небезызвестные бюджетные организации: областной «Мурманскавтодор» – восемь контрактов на сумму свыше ₽ 4 млрд, и городское Управление дорожным хозяйством (УДХ) – 31  контракт на сумму 1,042 млрд. 

Ещё из примечательного: в мае 2022 года на Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Мурманской области губернатор Андрей Чибис явно дал понять, что  «в дорожной сфере первое условие получения финансирования — безусловное выполнение всего объема работ». Так он ответил на вопрос о правомерности решения отдавать дорожные контракты без конкурса. 

Добавлю, что за «Север Строем» остаются два госконтракта на сумму почти 1,3 млрд рублей, также заключённые с единственным поставщиком на реконструкцию автподъезда к Териберке и ремонт «серебрянки» . У этих контрактов предусмотрено 90- и 30-процентное авансирование. Интересно, есть ли уже у заказчика нарекания по этим контрактам?