Распил под благовидным предлогом, или как закатать в асфальт миллиарды?

Случайно заметили, что под предлогом благих намерений в виде «обеспечения устойчивости экономики», госзакупки, осуществляемые за счёт средств резервного фонда правительства Мурманской области, разрешат проводить у единственного поставщика до конца 2022 года. 

Практика закупки у единственного поставщика не такая уж и новинка; она применялась, например, при оплате выступления хора певиц на корпоративе прокуратуры Мурманской области по случаю 300-летия ведомства. 

Но если раньше производить закупки у единственного поставщика можно было с соблюдением ряда условий, то согласно новому документу большинство бюрократических препон снимается. И что примечательно: на постановлении ещё не успели высохнуть чернила, а уже появились первые «ласточки». 

На подробные рассуждения по этой теме мы наткнулись в группе «Арктический гном». Вот что сообщают авторы (стиль сохранён).

Ознакомился с интереснейшим документом – это в продолжение темы «О Планах по реализации мер по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в целях устойчивого развития экономики Мурманской области», или зачем нам нужна сталинская мобилизация. Там описаны возможные схемы относительно честного распила бюджетных средств с использованием Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления». В нашем случае – это Распоряжение Правительства Мурманской области от 01.04.2022 №81-РП. 

Для начала о форме. 

Уважаемые специалисты из Правительства Мурманской области! Ну нельзя же так халатно относится к своей работе. Вы указываете, и кладете на подпись губернатору… ненормативный акт! А ещё больше похоже на то, что вы кладёте на свои обязанности!

Вы пишите: «В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 №190-ПП «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области»… нет такого Постановления Правительства Российской Федерации! Есть Постановление Правительства Мурманской области от 21.03.2022 N 190-ПП «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области» (вместе с «Порядком осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области»). 

Вы либо щёки решили федеральным звучанием надуть, либо это  просто халтура! Ну и нигде не указаны ни ИНН, ОГРН исполнителей, номера закупок. То есть, делали впопыхах…

И, кстати, ознакомьте жителей Мурманской области – граждан Российской Федерации – с протокольным решением заседания Президиума Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области под председательством Губернатора Мурманской области от 01.04.2022 №2. Да, и Президиум огласите, пожалуйста, – хочется знать имена государственных служащих, кивающих таким решениям….

Ну, а теперь к деталям

Распоряжение устанавливает нескольких единственных подрядчиков для Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области для выполнения пяти государственных закупок (контрактов).

Контракт №1 – Закупка на выполнение работ по реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10-км 20 у общества с ограниченной ответственностью «Север Строй», предельный срок до 30.09.2024 г., исполнение контракта лично, (цена контракта 1 218 434 607,00 рублей, размер авансирования  90 % от цены контракта – 1 096 591 146,30 рублей (данные с сайта Мурманскавтодора).

Контракт №2 – Закупка на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кола – Серебрянские ГЭС с подъездами, км 33-км 64 у единственного подрядчика у общества общества с ограниченной ответственностью «Север Строй», предельный срок до 30.09.2023 г., исполнение контракта лично, (цена контракта 392 004 120,00 рублей, размер авансирования 30% от цены контракта – 117 601 236,00 рублей – данные с сайта Мурманскавтодора).

Как уже говорилось выше – в данных не документе не указано идентификационные данные, поэтому можно предположить, что под ООО «Север Строй» имеется ввиду компания с ИНН 5190187794, где учредителем является Оганес Шанкоян.

Ещё стоит напомнить, что компания «Север Строй» владеет многострадальным Мурманским океанариумом.

Контракт №3 – Закупка на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Эйнч на км 104+814 автомобильной дороги Кола-Серебрянские ГЭС с подъездами у единственного подрядчика  - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мурманское дорожное управление», предельный срок до 30.08.2023 г., исполнение контракта лично, (цена контракта 367 034 447,00 рублей, размер авансирования 90% от цены контракта. – 330 331 002, 30 рублей – данные с сайта Мурманскавтодора).

Контракт №5 – Закупка на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через реку Кети на км 14+135 автоподъезда  к населенному пункту Зареченск у единственного подрядчика  - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мурманское дорожное управление», предельный срок до 30.08.2023 г., исполнение контракта лично, (цена контракта 102 404 693 рублей, размер авансирования 90% от цены контракта – 92 164 223,70 рубля – данные с сайта Мурманскавтодора).

В этом случае предполагаем, что исполнитель – Управляющая компания «Мурманское дорожное управление», ООО с московской пропиской и мурманским ИНН 5190192755 (учредитель Александр Булатов).

Контракт №4 – закупка на выполнение работ по ремонту автоподъезда к городу Апатиты, км 3-км 28 (выборочно) у единственного подрядчика  - общества с ограниченной ответственностью «Кольское дорожное управление»,  предельный срок до 30.08.2022 г., исполнение контракта лично, (цена контракта 187 264 300 рублей, размер авансирования 30% от цены контракта – 56 179 290 рублей – данные с сайта Мурманскавтодора).

И вновь предполагаем, что исполнитель – «Кольское дорожное управление» с ИНН 5102046317, учредителями которой являются Надежда Колмыкова, Наталия Чернасова и Станислав Кузнецов. Адрес регистрации – Тамбов.

Зло кроется в деталях… 

Как так «наименее весомая» с позиций 44-ФЗ и О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановления  Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» компания ООО «Север Строй» вдруг получила 71% от законтрактованных сумм – 1 610 438 727,00 рублей, да еще и основную часть на условиях 90% предоплаты. Со сроком исполнения самого дорого контракта в 2024 году и без предоставления каких-либо гарантий. 

Как отбираются единственные поставщики? 

Ладно, с остальными подрядчиками – «Мурманским дорожным управлением» и «Кольским дорожным управлением» – вопросов меньше, судя по данным отчетности сумм исполненных контрактов у них для наличия опыта по Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 хватает. 

Почему приведенные закупки попали в разряд закупок у единственного исполнителя в специальном порядке? – ведь это вполне себе конкурентные плановые закупки. Куда смотрит ФАС? Как всегда, только по направлению перста указующего?

Ну, если по ООО «Кольское дорожное управление» и ООО «Управляющая компания «Мурманское дорожное управление» можно сказать, что это понятные дорожные компании, то выбор единственным исполнителем на самый большой по цене объем работ распоряжением губернатора ООО «Север Строй» вызывает оправданные сомнения. 

Соответствует ли эта «успешная компания» требованиям статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требованиям пункта 17 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Куда смотрит Прокуратура? – явно не на сомнительные решения исполнительных органов власти и должностных лиц субъекта Федерации. А жаль…

Похоже, такое стремительное определение получателей «дорожных» денег произошло из серии «под шумок» и в угоду амбиций определённой категории чиновников и предпринимателей.

В этой связи у «АО» возникают вопросы к проверяющим органам: произведенный в прошлом году в Мурманской области дорожный ремонт произведён так, что не пережил и один сезон: весна ещё толком не началась, а в асфальте уже зияют «чёрные дыры». При этом складывается впечатление, что ответственные лица резко ослепли и онемели, потому что явно не замечают ямы и не призывают прошлогодних исполнителей подряда к гарантийному ремонту.