Дизайн-код в массы, деньги – в кассы

В Международный женский день 8 марта началась масленичная неделя, которая завершится Прощёным воскресеньем, а там уж и Великий пост пойдёт. По случаю Масленицы на главной площади Мурманска соорудили ярмарку «На Севере – весна», которая проработает до 14 марта, а затем её опять разберут, как и новогоднюю. Я, к слову, чисто по-житейски не могу понять, зачем нужно было разбирать новогоднюю, если можно было её трансформировать под другие праздники? Тем более, что некоторые элементы (те же деревянные качели и домики-лавки) продолжают эксплуатироваться, хотя и под другим соусом. Есть, конечно, одно объяснение, не хочется об этом думать, но…Каждый элемент, каждая конструкция стоит денег. Как и операции по их монтажу/демонтажу. А значит, чем больше операций – тем больше денег. 

Впрочем, организатор ярмарок – АНО «Мурманконгресс» –не самая «жирная» автономная некоммерческая организация среди функционирующих в Мурманской области, ей ещё очень далеко до «Центра городского развития Мурманской области». «Арктический Обозреватель» в сентябре отмечал, что за год работы эта АНОшка «прокачала» через свой счёт ₽ 728+ млн, а сейчас эта сумма выросла до ₽ 820,9 млн, и продолжает расти: пришёл новый год – пришли и новые закупки. На сей раз ЦГРМО ищет подрядчика для «выполнения работ по разработке стандартов по улучшению восприятия визуального облика города Мурманск в рамках комплексного благоустройства городской среды». Как пояснили «АО» архитекторы, за таким мудрёным наименованием закупки может скрываться банальная «разработка дизайн-кода». И, по словам собеседников «Обозревателя», сумма в районе ₽ 35 млн за такую работу – не самая большая. 

Но одно дело потратить деньги действительно на что-то стоящее, а другое – делать это практически на постоянной основе. Как абонемент: впервые о разработке дизайн-когда заговорили ещё в 2019 году, и периодически к этой идее возвращались, проводя то заседания, то мастер-классы, то конкурсы… И к 2021 году от разговоров перешли к делу - начали тратить деньги. На это даже обратил внимание ТГ-канал НЕЗЫГАРЬ

Депутатская и муниципальная фронда продолжают создавать трудности губернатору. На эту борьбу Чибис тратит много управленческого ресурса, но поменять ситуацию не в силах. Даже слухи о ссылке главного оппонента депутата Веллера в Красноярский край не стабилизируют ситуацию. Разработки дизайн-кода Мурманска и дополнительные вливания в собственный пиар – несолидный ответ на структурные проблемы управления.

Сумма, которую планируют потратить на разработку дизайн-кода – ₽ 34,61 млн, как я уже сказал – не самая большая. А вот условия взаиморасчётов по контракту выглядят гораздо интересней. Согласно тендерной документации, срок окончания работ определён «не позднее 25 января 2022 года», при этом исполнителю предусмотрена выплата аванса в размере 80% от цены договора, который перечисляется заказчиком в течение месяца с даты подписания контракта. По сравнению с авансом (₽ 27,688 млн), сумма обеспечения контракта (₽ 1,73 млн) выглядит смехотворной. 

Для чего нужен аванс можно только догадываться. Возможно, нам это смогут объяснить авторы ТГ-канала «Полярный дозор», которые уже рассказали за АНОшки

В создании АНОшек нет ничего криминального. Это давно распространённый лайфхак, который используют и в регионах, и на федеральном уровне. 
В чем главный плюс АНОшек? Возможность закупать товары и услуги без применения 223 и 44-ФЗ, то есть уйти от неповоротливого регулирования. Конечно, несмотря на свою эффективность, они порождают соблазны. Но здесь все зависит от чистоплотности конкретного исполнителя. Навариваться умудряются играя даже по 44-ФЗ.  Да и не стоит забывать, что в каждом регионе есть свой товарищ майор, который будет только рад при первом удобном случае завести новую аккуратную папочку.

Следуя логике этого объяснения, областные власти решили уйти от неповоротливого регулирования, считая априори, что они (как заказчики) – белые и пушистые, а если что-то пойдёт не так, что виноват исполнитель. Но согласно всё тем же открытым данным, наша АНО «ЦГРМО» без «товарища майора» уже выглядит бледновато: в арбитражных судах рассматривается несколько дел, связанных деятельностью этой организации – они, например, касаются признания недействительными процедуры запроса предложений. Ещё одно дело, которое уже даже прошло апелляционную инстанцию и возвращено на повторное рассмотрение в Мурманский арбитраж касается выполнения работ по организации мероприятий по благоустройству жилого квартала в Североморске. Цена договора – почти ₽ 148 млн, при этом исполнитель через суд требует расторгнуть договор и вернуть обеспечение (более ₽ 33 млн).На тот момент документы по закупке подписывал Андрей Коровянский, ныне вернувшийся в Беларусь, хотя впервые о «новом квартале» во флотской столице говорила ещё Ольга Вовк. К слову, нынешний руководитель АНО «ЦГРМО» Михаил Коптев по прежнему находится в статусе «исполняющего обязанности». 

Кроме того, из данных системы Госзакупок следует, что АНО периодически нарушает сроки размещения документации на сайте (это касается договоров, исполнение которых завершено). Но это уже совсем мелочи. Правда, по совокупности таких незначительных на впервые взгляд моментов складывается деловая репутация АНО «ЦГРМО» – уже сейчас её рейтинг в бизнес-справочник оценивается как низкий.

Так и живём: дизайн-код в массы, деньги – в кассы, всем рулят типа «ассы», в глазах которых мурманчане – папуасы.