Мурманские авиационные итоги 2022 года

Сложная геополитическая обстановка, кажется, оказалась на руку развитию авиации Заполярья. Точнее – развитию авиасообщения между аэропортами Мурманской области и регионами страны. Согласно предварительным данным, имеющимся в распоряжении «Арктического Обозревателя», суммарный пассажиропоток двух аэропортов региона – «Мурманск» и «Хибин» – превысил 1,4 млн человек.

«Мурманск»

Количество обслуженных в 2022 году пассажиров* – 1,3 млн.

Каждого третьего пассажира аэропорта «Мурманск» перевозит авиакомпания «Россия» 

Аэропорт «Мурманск», похоже, дождался реконструкции. Правда, не всей, а пока только аэродромной части. Да и та, на мой взгляд, отстаёт от современных туристических потребностей Заполярной столицы на многие годы. 

Судите сами. Сразу после закрытия неба для российских авиалайнеров, возникла необходимость обеспечения аэродромами подскока возвращающихся заокеанских лайнеров. Для Мурманской области быть на авиаподхвате – почти привычное дело: именно через Мурманск в 60-х года прошлого столетия была проложенная воздушная трасса на Кубу и в Венесуэлу. Кроме того, большое советское путешествие команданте Кастро началось как раз из Мурманска – сюда прилетел правительственный советский Ту-114 с кубинской делегацией на борту. Так вот, проект реконструкции аэродрома предполагает только расширение перрона под новый терминал и обустройство новых рулёжных и технических дорожек; о реконструкции ВПП речи не шло, а значит аэропорт так и не сможет принимать и полноценно обслуживать дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты.

Кстати, о новом терминале. Согласно заявлениям гендиректора холдинга «Новапорт» (владеет АО «Аэропорт Мурманск») Сергея Рудакова, сделанных в конце 2020 года, первый этап реконструкции аэропортового комплекса должен быть завершён к 2023 году. Предполагалось, что в этом году распахнёт двери новый терминал, который должен быть разве в два больше существующего. Однако, и здесь случился «сдвиг вправо», и, по всей вероятности, ещё и «рывок вниз» – мало того, что строительство нового здания аэровокзала ещё даже не началась (не получено положительное заключение экспертизы), так ещё и пропускная способность спроектированного  АВК уже на пределе прогнозной – 1,3-1,4 млн пассажиров к 2024 году. Безусловно, важный показатель – пропускная способность терминала: по проекту она составляет 600 человек в час (при существующих 200). Остаётся надеятся, что в совокупности этих факторов обновлённый терминал сможет «протянуть» хотя бы несколько лет, а пока получается, что развитие авиасообщения с Мурманском и попытки администрации воздушной гавани привлечь новых перевозчиков могут застрять в устаревших аэродроме и аэровокзале.

Удивителен ещё и такой момент. В 2020 году, во время презентации проекта нового терминала, на мой вопрос об участии области в реконструкции АВК, губернатор ответил отрицательно – всё финансовое бремя легло на собственника, на компанию «Новапорт». Ещё тогда мне это показалось странным, ведь одним из приоритетов развития региона являлся и является туризм, а без современной воздушной гавани, имеющей развитую маршрутную сеть, довольно сложно обеспечить выполнение поставленных целей и обеспечивать развитие. То, что область софинансирует межрегиональные маршруты – это, бесспорно, отличные новости. Однако, не стоит забывать, что аэропорт – это тоже своего рода туристический объект. Не зря же говорят – встречают по одёжке…

Тем не менее, в минувшем году столицу Заполярья прямыми субсидируемыми рейсами связали сразу несколько городов, среди них – Нижний Новгород, Пермь, Казань и Тюмень. Эти же маршруты остались и в 2023 году.

«Хибины»

Количество обслуженных в 2022 году пассажиров* – 158 тыс.

Стремительное развитие внутренного туризма заставило шевелиться и собственников второго областного аэропорт «Хибины». Некогда поступательное развитие – обновление перронной техники, установка инструментальной системы посадки, обновление залов – теперь требует более решительных и быстрых действий. По данным источников «Арктического Обозревателя», «ФосАгро» (собственник апатитского аэропорта) также рассматривает возможность реконструкции аэровокзального комплекса, так как существующие площади мягко говоря маловаты. На данный момент рассматриваются два варианта – строительство нового терминала или глубокая модернизация существующего. Но всё это пока в перспективе. В Кировско-Апатитской агломерации другая проблема – нехватка мест размещения в высокий (горнолыжный) сезон. То есть, даже при современной аэропортовской инфраструктуре туристам просто негде будет жить. 

Одна из концептуальных идей реконструкции «Хибин»

А меж тем в «Хибины», помимо базового перевозчика «Северстали», летают три авиакомпании из первой десятки – «Аэрофлот», «Сибирь» и «Россия». «Дочка» национального перевозчика – «Россия» – в 2023 году ввиду повышенного спроса рейсы по маршруту Петербург – Апатиты будет выполнять ежедневно.

100 лет гражданской авиации России

9 февраля 2023 года российская авиация отметит вековой юбилей. Вдвойне приятно, что эмблему празднования 100-летия придумал и нарисовал сотрудник аэропорта «Хибины» Денис Лосицкий. Его идея победила среди более чем сотни работ от дизайнеров со всей страны. И теперь логотип, нарисованный в Мурманской области, красуется на всей праздничной авиационной атрибутике. 

А ещё в Мурманске на базе академического лицея продолжает функционировать авиакласс. Первые выпускники в 2022 году уже пополнили ряды студентов авиационных вузов страны, а для тех, кто ещё сидит за школьными партами, авиакомпания «Россия» и аэропорт «Мурманск» регулярно проводят уроки профориентации. 

Так что, вперёд и вверх! 

* Оперативные данные на основе информации Росавиации.