Пока решается вопрос, устраивать салют в честь дня города, или ограничиться шоу дронов, на паузе стоит другая проблема – судьба мурманского океанариума. Пауза, правда, затянулась, и пока непонятно – хорошо это или так себе.
История с мурманскими тюленями началась тогда, когда изменилось законодательство, и у океанариума появилась необходимость получения лицензии. Закон вступил в силу с 1 января 2022 года, и с этого времени наши ластоногие артисты перестали давать представления. А нет представлений – нет денег, нет возможности провести ремонт и если не полностью, то хотя бы максимально близко привести помещения в предписанное законом состояние. Впрочем, сотрудники океанариума, изучив закон, убеждены в том, что по некоторым позициям содержание животных у нас гораздо лучше, чем того требует закон.
Почему же тогда вот уже как год сотрудники океанариума и неравнодушные мурманчане пытаются обратить внимание на проблему?
Усыпили бдительность.
В начале пандемии Андрей Чибис через соцсети пообещал, что поможет океанариуму, попутно указав на то, что «собственник, к сожалению, не считал нужным вкладываться в это место». Справедливости ради надо отметить, что губернатор не сообщил, какая именно поддержка будет оказана, написав лишь в общем о поддержке бизнеса в период пандемии. Наверно поэтому особенно-то и помощи не было, ведь ещё в апреле 2021 года тогдашний глава городской администрации Евгений Никора сообщил об утверждении дорожной карты по передаче океанариума в городскую собственность. «Нынешний владелец должен погасить кредиторскую задолженность. В настоящее время она не погашена», – таково было одно из условий принятия объекта под крыло города. Видимо, получилось как обычно – то, что делает власть Мурманска – априори хорошо, а все дела «команды перемен» – только на словах и в презентациях. Как бы то ни было, передача (выкуп) объекта не состоялась и к 1 января 2022 года были уже новые долги, и новые правила оказания услуг, что опять привело к остановке представлений и очередному витку каких-то движений – прошла встреча губернатора Андрея Чибиса с собственником океанариума Оганесом Шанкояном, который представил губернатору «концептуальное решение по его развитию и сообщил, что в ближайшее время намерен заключить договор с проектной организацией».
Как нетрудно догадаться, опять дальше слов дело не пошло.
К слову, на той встрече у губернатора также присутствовала и Ольга Обухова. Что же такое «Мурманский океанариум» – культура, бизнес, или всё же политика? Наверно, последнее, иначе как объяснить, что власть дальше декларирования намерений ничего не делает.
Впрочем, наверно что-то делает, раз все уцепились за идею вывести животных в московский зоопарк, а пока они там «прохлаждаются» – быстренько сделать ремонт. Идея выглядит вполне логичной, кроме одного: перевозка мурманских ластоногих может означать только одно – их верную гибель.
Об этом говорят ветеринары, на чьих глазах артисты выросли и стали звёздами. Против перевозки животных выступили и другие сотрудники океанариума, которые знают об особенностях возрастных животных, и многие учёные. Инициативная группа даже умудрилась собрать митинг в поддержку океанариума и против отправки мурманских тюленей в столичный зоопарк. Несмотря на всяческие административные препоны, суд обязал администрацию Октябрьского округа Мурманска прекратить чинить препятствия и дать «добро» на проведение акции.
Несмотря на то, что суд вынес положительное решение о проведении митинга всего за несколько часов до его начала, на акцию собрались около 300 мурманчан. Немного, но всяко в несколько раз больше, чем пытались преподнеси некоторые СМИ и ТГ-каналы губернаторского пула. А присутствие на акции сразу двух одиозных чиновников – Олега Борисова и Дениса Пушина (подчинённые Евменькова и Чибиса соответственно) говорит о прямом интересе губернатора к ситуации, да ещё и накануне выборов. Ещё из «противненького» – всяческое запугивание участников тем же губернаторским пулом, обещавших преследование в случае похода на митинг. Некоторые умудрились сравнить тюленя Филю и акцию в его поддержку с известным оппозиционером и небезызвестной прогулкой.
Действительно, почему именно перевозка животных в Москву стала рассматриваться приоритетной? Ведь если хотя бы немного изучить историю, то можно найти много интересных вещей. Например, о том, что первое официальное выступление артистов Мурманского океанариума состоялось в водах Семёновского озера. А это значит, что ластоногие довольно продолжительное время там проживали и вода озера вполне им пригодна. Надо лишь огородить пространство, чтобы животные не разбежались. Что-что, а ставить заборы в Мурманской области ой как умеют!
Другой вариант – база в Снежногорске. Там есть необходимые вольеры, которых также можно привести в надлежащее состояние и на время приютить Филю и его друзей. Ещё один способ обойтись без особенных перемещений – территория Морского биологического института (с которого, собственно, и началась история океанариума). Но по нашим данным в передержке тюленям на базе ММБИ было отказано. Причина не называлось, но, похоже, кто-то «умело продавил отказ». На самый худой конец тюленей можно было перевезти в соседнюю Карелию, и всё же собственник, а вместе с ним – и губернатор, в приоритет поставили Московский зоопарк, при том что уже сейчас, как оказалось, появилась возможность животных в принципе не увозить, а провести необходимые работы в их присутствии!
Как известно, зло кроется в деталях. И не всегда эти детали малозначительные. В нашем случае деталью может стать участок, общей площадью почти пять тысяч квадратных метров, находящийся в собственности океанариума. Согласно данным учёта, стоимость участка чуть превышает 6,3 млн рублей. На участке ещё расположено здание самого океанариума, оценённое почти в 7,4 млн рублей.
Здесь надо отметить следующее. Поскольку с начала 2022 года океанариум лишился доходов, учредитель взял на себя обязанности по содержанию животных и сотрудников. По словам работников океанариума, ежемесячные траты собственника составляют около 1 млн рублей. Но эти средства, видимо, покрывают только часть затрат – корм для животных и зарплату персоналу. О том, что собственник финансирует океанариум только частично говорит растущая задолженность по налогам и иным обязательным платежам: на момент подготовки статьи совокупная задолженность предприятия перед бюджетом превысила 800 тыс. рублей. Разумеется, налоговой были приняты обеспечительные меры – через судебных приставов были наложены ограничения на проведение операций с объектом. Примечательно, что первые ограничения были наложены перед новым 2022 годом и налоговики даже подали иск в Арбитраж о признании океанариума банкротом. Однако, дело о банкротстве не смогло бы продвинуться, так как арбитраж нашёл в нём нарушения налоговой службой процессуальных норм.
Торопились? – возможно. Тем не менее, сейчас у фискального органа вновь есть все возможности обанкротить достояние Мурманска. Кстати, наложенные в декабре 2021 года ограничения для сих пор не сняты, а значит задолженность начала копиться много месяцев раньше.
Понабежали, как дворняги на котлету.
Честно говоря, поражает циничность властей, правоохранительных и фискальных органов. Создаётся впечатление, что чиновники, прокуроры и налоговики решили одним махом прикрыть свои звёзды на погонах, а если выгорит, то ещё и премию оттяпать. Конечно, их можно понять – это их работа: у одних блюсти законность, у других – собирать налоги. Вот и ходят еженедельно в океанариум сотрудники Ленинской прокуратуры и представители Россельхознадзора. Ходят и проверяют, ходят и проверяют. Такое впечатление, что всё это делается назло и вопреки здравому смыслу. Как, например, «предписание прокуратуры», обзывающее директора океанариума недопустить перевозку краснокнижных животных. Но ещё более нелепым выглядит отзыв этого предписания…
Быть может, не совсем корректно, сравнивать, но ситуация с Океанариумом мне напоминает историю со «спасением» совхоза «Тулома» (о совхозе – в ближайшее время расскажем на «Арктическом Обозревателе»). Для того, чтобы оба предприятия стали хотя бы безубыточными, необходимо их «обнулить» (погасить все долги и вложиться в ремонт/реконструкцию), и обязательно заложить в бизнес-модель развития так называемую «плановую убыточность».
В Мурманском океанариуме работает менее 15 человек и их увольнение практически никак не отразится на статистике по безработице в регионе. А про тюленей и других морских артистов, в случае их гибели, очень скоро забудут и лишь в энциклопедиях останется строчка, мол, был в Мурманске самый северный в мире океанариум, да и то вряд ли: в вышедшем в 2022 году «Современном путеводителе» по Мурманской области океанариум как достопримечательность уже отсутствует…
Постскриптум.
«Арктический Обозреватель» внимательно следит за развитием ситуации с океанариумом и в ближайшее время расскажет о возможных причинах того, почему депутаты Мурманской областной Думы отказались рассматривать ситуацию с океанариумом на пленарном заседании, и какие могут быть последствия банкротства предприятия.