В последнее воскресенье марта на площади перед туломским сельским Домом культуры состоялась встреча депутата Мурманской областной Думы Александра Макаревича с трудовым коллективом совхоза Тулома.
«На площади перед» – потому что ДК неожиданно оказался закрытым, несмотря на казалось бы самый разгар работы. Даже местная молодежь недоумевала – отчего вдруг закрыт клуб. Забегая вперёд скажу, что Дом культуры был закрыт по распоряжению главы сельского поселения Максима Сентищева. Правда, закрытые двери оказались не помехой для проведения встречи, хотя по времени она прошла в более сжатые сроки, а сам глава вынужденно находился вместе с народом.
Всего на разговор к депутату пришли около 20 человек – бывших и нынешних сотрудников совхоза «Тулома», а поводом для такого собрания стало ужасающее положение на предприятии, подтверждённое ужасной же фотосессией.
Однако, спустя буквально пару дней в сети «завирусились» благополучные фотографии довольных бурёнок и молодняка. Сразу возник вопрос – а не две ли это разные «Туломы»? Одна – загнивающая и утопающая в навозе, а другая – благополучная и даже перспективная.
Выяснилось, что совхоз всё-таки один, правда цеха разные. Вот что сейчас происходит в «Туломе» (со слов сотрудников, действующих и уже уволенных):
– Не решён вопрос с помётохранилищем и с уборкой навоза. Из-за этого отходы жизнедеятельности скапливаются прямо в коровниках.
Кстати, об отходах. В окрестностях Мурманска есть ещё одно проблемное место – пометохранилище бывшей птицефабрики «Снежной». Несколько лет оно представляло серьезную угрозу для жителей, когда переполняясь во время паводка фекалии попадали в водозабор. В 2019 году в рамках нацпроекта «Экология» началась работы по рекультивации помётохранилища, но и они пошли, мягко говоря, буксуя в том, от чего хотели избавиться. И, поговаривают, именно «срыв» работ по нацпроекту вменяют в вину экс-природному министру Анне Багровой, что и привело к её увольнению и затяжным судебным тяжбам.
– После «реконструкции» в коровниках отсутствует отопление и не работает вентиляция. По замыслу проектировщиков, обогрев должен происходить за счёт тепла тел Бурёнок. Но этого не происходит, так как помещение слишком велико, и коровы попросту замерзают;
– Отсутствие вентиляции летом приводит к ещё более серьёзным последствиям: работать в удушающем зловонии просто невозможно;
– В совхозе напрочь отсутствует какая-либо техника. Был какой-то единственный трактор, но и тот уже дышит на ладан;
– Чтобы прокормить стадо необходимо провести посевную, но работники с сожалением полагают, что и в этом году она состоится. Предприятие располагает 3,5 тысячами гектаров сельхозугодий, но возделывается всего 35. Если бы была техника, то можно было засеять поля кормовыми злаками, заготовить силос и продержаться следующую зиму. Но коль посевная под угрозой, то вероятнее всего придётся тратиться на дорогие корма.
– Работники считают кадровую политику, проводимую руководством, бездарной. По их словам были уволены ценные специалисты, заменить которых некем. Да и молодёжь не особенно стремится попасть на производство: зарплаты небольшие, бывают задержки, условия – ужасные.
– Сотрудники видят как минимум две системные ошибки, которые привели к катастрофическому состоянию – присоединение к «Туломе» совхоза в Лейпи (Ковдорский район) и закрытие цеха по производству молока в посёлке.
Были разговоры и об объединении с «Латоной», которая тоже оказалась в заложниках ситуации – отсутсвие сырья и финансовой помощи от власти, которая все средства бросила как раз на выживание государственной «Туломы». Но позже было принято решение, что «Тулома» и «Латона» (Североморский молокозавод) будут функционировать как два самостоятельных юридических лица, но с совмещением производственных мощностей.
Вот что интересно. В 2012 году муниципальное унитарное предприятие «Агрокомплекс «Ковдорский» вошёл в состав государственного унитарного предприятия «Тулома», при этом финансовое участие «Туломы» в ковдорском агрокомплексе началось ещё ноябре 2011 года. За полгода была проведена санация предприятия и животных; финансирование шло за счёт бюджетных и кредитных средств. Предполагалось, что после экономического и ветеринарного оздоровления предприятия, объединенный холдинг станет рентабельным и выйдет в прибыль. Тогда же в совхозе «Тулома» стали производить несколько новых продуктов. Например, мягкие рассольные сыры (брынза, адыгейский). А молоко было вполне пригодно для детского питания – необходимо было немного подтянуть технологию.
И, наконец, сотрудники искренне недоумевали, отчего к ним не едет губернатор? Впрочем, недоумение прошло очень быстро – кто-то на встрече показал «другую "Тулому"», в которой разве что колибри не порхают: чистота, опрятность, здоровые и упитанные коровы… А то, что под нож было пущено стало молодняка (около 160 голов), никто почему-то губернатору не сказал. А ведь ещё в 2020 году глава региона заявил:
«Мы не дадим закрыться совхозу «Тулома». Я вижу радикальные изменения»
Ах, да. Встречей активно интересовались и сотрудники полиции. Некоторые даже снимали на телефон происходящее и «докладывали куда следует». И уже после завершения мероприятия ответственный офицер уточнил у Александра Макаревича – правильно ли он понял, что это была именно депутатская встреча, имея ввиду, не нарушает ли она Закон о митингах и массовых акциях.
А ведь некогда «Тулома» была передовым совхозом, которая обеспечивала область не только молоком и мясом, но ещё и овощами зеленью…
Ещё из новостной повестки последних дней
Чибис в соцсетях заявил:
Северяне ему ответили:
И в завершении.
В конце марта, когда происходили эти события, наши карельские соседи сообщили о договоренностях поставлять торговые сети Мурманской области… молоко и молочную продукцию комбината «Славмо».