На минувшей неделе появилась информация о том, что проект реконструкции аэродрома «Мурманск» прошел Главгосэкспертизу. Стоимость проектных работ – чуть больше 154 миллионов рубле; эта сумма включена в реконструкцию.
Согласно открытым данным, на реконструкцию заложено немногим более 2,5 млрд рублей. Расчёт сделан в ценах 2019 года, но с оговоркой на пересчёт в реальные цены. То есть, окончательная цена может быть выше, как минимум на величину официальной инфляции и с учётом текущего экономического положения. Можно даже предположить, что стоимость реконструкции вырастет двукратно – до пяти миллиардов.
Реконструкция аэродрома «Мурманск» будет производиться в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», которая была принята в 2018 году. Отмечу, что по предыдущей программе (она была рассчитана до 2020 года) финансирование реконструкции заполярного аэродрома постоянно откладывалось. Так что можно сказать, что на сей раз Мурманску повезло.
Повезло?
![](/resize/publication/315df/22744_MwSbmSf2KgD4k3Qt6k2C-200.jpg)
Увы, только отчасти. Подготовленный проект реконструкции – это фактически косметический ремонт того, что уже есть. Например, проектом предусмотрено организация пяти новых стоянок для воздушных судов и ремонт рулёжной дорожки (РД-6). Стоянки будут сделаны между Центральным и Северным перронами. Там же будет построен и новый пассажирский терминал, проект которого, к слову, Главгосэкспертизу ещё не прошёл. Из нового, что получит аэропорт, – аварийно-спасательную станцию с патрульной дорогой по периметру. Это почти всё.
А между тем, о необходимости реконструкции ВПП говорил и гендиректор компании «НОВАПОРТ», которая владеет мурманским аэропортом. Открывая в декабре 2020 года обновлённую привокзальную площадь Сергей Рудаков отметил, что существующие мощности аэродрома не позволяют увеличивать пассажиропоток. Тем не менее, согласно проектной документации, работ по укреплению и расширению взлетно-посадочной полосы не предусмотрено.
Это означает, что аэродром не получит возможность принимать и обслуживать широкофюзеляжные самолёты, и, стало быть, воздушная гавань не станет аэродромом «подлёта» для лайнеров, следующих, например, на Кубу или в Венесуэлу. Кроме того, вновь исключена возможность выполнения беспересадочных рейсов между Заполярьем и странами Азии, пусть даже в обозримому будущем возобновления туристического потока. Даже если не международного, то хотя бы внутрироссийского.
Однако, вернёмся к казуистической арифметике правительства Андрея Чибиса. На той же неделе была распространена информация о том, что на реконструкцию стадиона профсоюзов в центре Мурманска могут потратить 8 млрд (ВОСЕМЬ МИЛЛИАРДОВ) рублей – именно такая сумма фигурирует в проекте постановления, опубликованного на сайте Открытого региона. Адресная программа рассчитана на период 2023-26 гг, а реконструкция может вестись на принципах государственно-частного партнёрства (ГЧП).
![](/resize/publication/315df/22744_aFCA1cam2gYGl87BEM75-200.jpg)
Областные профсоюзы на протяжений последних нескольких лет безуспешно пытались избавиться от этого спортивного объекта. В середине 2020 года на сайте объявлений спортсооружение было выставлено за 150 миллионов рублей. Этих денег должно было хватить для покрытия убытков и расчётов с кредиторами. Позже появлялась информация о покупке стадиона мурманским предпринимателем Сергеем Габриеляном, однако эти сведения не подтвердились.
После обращения болельщиков ХК «Мурман» к губернатору Андрею Чибису стало известно о том, что правительство рассматривает вопрос о приобретении Центрального стадиона в областную собственность, но вопрос упёрся в ненадлежащем подготовленные документы. Вероятнее всего сейчас все правовые вопросы благополучно урегулированы, коли стали появляться официальные документы и делаться официальные заявления. Впрочем, говорить «гоп» пока не перепрыгнул – обычное дело для власти в Мурманской области.