Один стадион по цене трёх аэродромов

На минувшей неделе появилась информация о том, что проект реконструкции аэродрома «Мурманск» прошел Главгосэкспертизу. Стоимость проектных работ – чуть больше 154 миллионов рубле; эта сумма включена в реконструкцию.

Согласно открытым данным, на реконструкцию заложено немногим более 2,5 млрд рублей. Расчёт сделан в ценах 2019 года, но с оговоркой на пересчёт в реальные цены. То есть, окончательная цена может быть выше, как минимум на величину официальной инфляции и с учётом текущего экономического положения. Можно даже предположить, что стоимость реконструкции вырастет двукратно – до пяти миллиардов.

Реконструкция аэродрома «Мурманск» будет производиться в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», которая была принята в 2018 году. Отмечу, что по предыдущей программе (она была рассчитана до 2020 года) финансирование реконструкции заполярного аэродрома постоянно откладывалось. Так что можно сказать, что на сей раз Мурманску повезло. 

Повезло?

Увы, только отчасти. Подготовленный проект реконструкции – это фактически косметический ремонт того, что уже есть. Например, проектом предусмотрено организация пяти новых стоянок для воздушных судов и ремонт рулёжной дорожки (РД-6). Стоянки будут сделаны между Центральным и Северным перронами. Там же будет построен и новый пассажирский терминал, проект которого, к слову, Главгосэкспертизу ещё не прошёл. Из нового, что получит аэропорт, – аварийно-спасательную станцию с патрульной дорогой по периметру. Это почти всё. 

А между тем, о необходимости реконструкции ВПП говорил и гендиректор компании «НОВАПОРТ», которая владеет мурманским аэропортом. Открывая в декабре 2020 года обновлённую привокзальную площадь Сергей Рудаков отметил, что существующие мощности аэродрома не позволяют увеличивать пассажиропоток. Тем не менее, согласно проектной документации, работ по укреплению и расширению взлетно-посадочной полосы не предусмотрено.

Это означает, что аэродром не получит возможность принимать и обслуживать широкофюзеляжные самолёты, и, стало быть, воздушная гавань не станет аэродромом «подлёта» для лайнеров, следующих, например, на Кубу или в Венесуэлу. Кроме того, вновь исключена возможность выполнения беспересадочных рейсов между Заполярьем и странами Азии, пусть даже в обозримому будущем возобновления туристического потока. Даже если не международного, то хотя бы внутрироссийского.

Однако, вернёмся к казуистической арифметике правительства Андрея Чибиса. На той же неделе была распространена информация о том, что на реконструкцию стадиона профсоюзов в центре Мурманска могут потратить 8 млрд (ВОСЕМЬ МИЛЛИАРДОВ) рублей – именно такая сумма фигурирует в проекте постановления, опубликованного на сайте Открытого региона. Адресная программа рассчитана на период 2023-26 гг, а реконструкция может вестись на принципах государственно-частного партнёрства (ГЧП). 

Областные профсоюзы на протяжений последних нескольких лет безуспешно пытались избавиться от этого спортивного объекта. В середине 2020 года на сайте объявлений спортсооружение было выставлено за 150 миллионов рублей. Этих денег должно было хватить для покрытия убытков и расчётов с кредиторами. Позже появлялась информация о покупке стадиона мурманским предпринимателем Сергеем Габриеляном, однако эти сведения не подтвердились. 

После обращения болельщиков ХК «Мурман» к губернатору Андрею Чибису стало известно о том, что правительство рассматривает вопрос о приобретении Центрального стадиона в областную собственность, но вопрос упёрся в ненадлежащем подготовленные документы. Вероятнее всего сейчас все правовые вопросы благополучно урегулированы, коли стали появляться официальные документы и делаться официальные заявления. Впрочем, говорить «гоп» пока не перепрыгнул – обычное дело для власти в Мурманской области.