Целью принятия 46 закона было облегчение бюрократических процедур при проведении государственных закупок в условиях санкционного давления и для поддержания экономики. Согласно поправкам, субъектам РФ дано право производить закупки для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика. Под этим же соусом появилось постановление губернатора Мурманской области «О Планах по реализации мер по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в целях устойчивого развития экономики Мурманской области», которое по сути лишь локализует Федеральный закон.
Нет нужды напоминать, как оказались на руку и федеральный закон, и губернаторское постановление. То, что раньше было хоть и забюрократизировано, но более-менее конкурентно и прозрачно, теперь стало монополизированным и закрытым. Однако, даже и в этом случае полностью скрыть масштабы единственных закупок невозможно, а они, поверьте, поражают. Мы изучили лишь те, которые относятся к ремонту дорог (тротуаров и дворов) в Мурманске, в которых заказчиком выступило муниципальное учреждение «Управление дорожного хозяйства» (УДХ). Отмечу, что часть работ выполнялось и выполняется по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги».
Итак, менее чем за 1,5 года УДХ закупило у дорожников ремонтных работ на сумму более ₽ 2 млрд. Львиная доля – как минимум ₽ 1,6 млрд – пришлась на две фирмы, принадлежащие небезызвестному Оганесу Шанкояну («Север Строй» и «Аквариум»). Формально, конечно, это разные ООО, но конечный бенефициар всё равно один. И это только по Мурманску, а есть ещё ремонт автодороги к Апатитам, к Териберке и другие.
К слову, о дороге к Териберке. Некоторое время назад Арбитражный суд Мурманской области признал недействительными дополнительные соглашения по двум госконтрактам на реконструкцию участков автоподъезда к селу (допсоглашения подразумевали возможность привлечения субподрядчиков для проведения работ). В мотивированном решении суда указано, подписанные соглашения привели к существенному изменению условий контракта, так как согласно документу подрядчик должен был выполнять работы сам. Примечательно, что субподрядчиком «Аквариум», который, как и ООО «Север Строй» входит в пул компаний, подконтрольных мурманскому бизнесмену Оганесу Шанкояну. Из логики решения суда следует, что признание недействительными допсоглашения должны были привести госконтракт в изначальное состояние – асфальт снять, аванс вернуть, всё переделать. Однако, как пояснили «АО» в прокуратуре, признание ничтожности документов не будет иметь никаких последствий, то есть, всё останется как есть. Получилось как в присказке: «И волки сыты (деньги остались в «Север Строе» – «Аквариуме»), и овцы целы (прокуратура отчиталась о проделанной работе)». Добавлю – и пастуху вечная память: при такой бурной деятельности законность погребена под мощной плитой денежной массы в ₽ 500 млн (фактически оплаченных работ).
А меж тем, ещё в прошлом году Федеральная антимонопольная служба России в письме предостерегала инициаторов закупок не злоупотреблять данным правом и проводить конкурентные процедуры. Антимонопольный орган указал на то, что 46-ФЗ направлен на устойчивость экономики в условиях санкционного давления, а если его нет, то лучше аукцион и конкурентные процедуры.
Изучив сметы на ремонты мурманских дорог мы не увидели в них ничего импортного: песок и щебень, битум и бетон, собственно, никогда и не были привозными. Отсюда возникает вопрос о целесообразности такой неконкурентной закупки (у единственного поставщика).
ФАС своим территориальным управлениям по этой причине рекомендовало обращать внимание и реагировать в случае необходимости на злоупотребления. Но судя по всему наш террорган необходимости реагировать не увидел. Или, ему сказали, что реагировать не надо.
Помнится, на заре губернаторства Андрей Чибис клялся положить конец тому, что дорожные контракты утекали «своим» конторам. Хочется поздравить дорогого губернатора – он не конец положил, а начало: теперь миллиардные контракты сосредоточены в ещё более узком кругу «своих» исполнителей.