Всегда интересно изучать документы и переписку чиновников в высоких кабинетах. Особенно, если она напрямую затрагивает интересы родного города. Так, изучая переписку, «Арктический Обозреватель» выяснил, что не всё так гладко с реализацией проекта «Комплексного развития территории», часть которого должен стать «Новый Мурманск», и ради которого правительство Мурманской области возжелало выгнать владельцев недвижимости с обширной территории возле Кольского залива.
Изучая переписку мы выяснили, например, что ещё в позапрошлом году федеральные министерства выступали за необходимость сбора предложений всех владельцев недвижимости, расположенной на территории возможной реновации. О необходимости провести расчёты экономической целесообразности в письме к премьер-министру Михаилу Мишустину сообщали и депутаты Государственной Думы во главе с Олегом Морозовым. То есть, даже народные избранники посчитали, что просто так отобрать землю и пустить под снос все постройки – плохо.
Ещё в одном письме говорилось, что частная компания в интересах государства была готова инвестировать в возрождение и развитие судоремонта, но по причинам судебных тяжб вопрос финансирования проекта отложен в долгий ящик. Тогда же мы предположили, что правительство области решило шантажом заманить крупный бизнес в проект «Новый Мурманск», видимо для того, чтобы иметь хоть какие-то козыри. Пока же все «аргументы» областной администрации свелись к истерическим выплескам в информационное поле через подконтрольные каналы медиакоммуникаций.
Сегодня же редакция «Арктического Обозревателя» ознакомилась с перепиской, которая велась между Министерством транспорта РФ и аппаратом первого заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина по вопросу «Нового Мурманска». В нём также указывается на необходимость тщательного изучения вопроса, особенно в части целесообразности. Однако, куда более интересные моменты касаются того, что эта адресная программа по сносу и реконструкции объектов капитального строительства «Реновация территорий морского порта Мурманск» на 2022-2027 годы… не согласовывалась с федеральным Минтрансом и Росморречфлотом. В письме отмечается, что как раз эти два ведомства наделены функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом морского и речного транспорта.
В переписке прямо указывается на то, что программой реновации предусмотрен снос действующего судоремонтного предприятия, и стройкой вместо него различных зданий непроизводственного назначения – конгресс-холл, отель, рестораны, бани и так далее. В то время как «земельные участки, расположенные в границах территории морского порта, и объекты инфраструктуры морского порта не могут использоваться в целях, не связанных с торговым мореплаванием и деятельностью морских портов». А для избежания негативных последствий вновь предлагается оценить возможные риски, связанные с реализацией адресной программы.
Другими словами, чтобы реализация программы проводилась в более-менее законных рамках, необходимо было начинать не с громких заявлений, а как минимум с кропотливой работы по переводу земель из одной категории в другую. В нашем же случае получилось, что вопрос уже перешёл в судебную плоскость, остановив при этом реализацию другого, вполне перспективного проекта по восстановлению мурманского судоремонта. Кроме того, судебная тяжба оставила в подвешенном состоянии собственников недвижимости в портовой зоне Мурманска, хотя всё это можно было решить поступательно, а не нахрапом.