Разве что ленивый ещё не высказался о десоциализации бюджета региона на предстоящий год и на плановый трёхлетний период. Все обратили внимание на жёсткое урезание расходов на основные социальные расходы, как то образование и здравоохранение. «Арктический Обозреватель» тоже «перелопатил» весь бюджет, найдя там немало интересного и неожиданного.
Начнём, пожалуй, с небезызвестного проекта «Новый Мурманск», который за время губернаторства Чибиса из крупномасштабной «стройки века» на Западном берегу Кольского залива переехал на берег Восточный и ссохся до культурно-досугового центра, землю под которым пока ещё занимает частный бизнес. Тем не менее, расходы на «НМ» по-прежнему заложены в бюджете. Более того, расходы немаленькие. Причём, авторы одного из мурманских ТГ-каналов обратили внимание на то, что деньги на проект заберут из дорожного фонда, при том ранее объявлялось о государственном участии. То есть, «Новый Мурманск» должен реализовываться на средства инфраструктурного кредита, погашать который (возможно) должны будут резиденты – частные инвесторы.
Глядя на текущую ситуацию с проектом складывается впечатление, что для губернатора и его команды в вопросе формирования бюджета время течёт в параллельной реальности, миновав 24 февраля и СВО.
В этой истории есть интересный момент. Мало кто знает, что перед опубликованием даже проекта бюджета он проходит валидацию в федеральном Минфине, который согласовывает документ сразу или отправляет на доработку. Другими словами, финансовое ведомство России не просто одобрило урезание социальных статей бюджета, но и разрешила переброску денег из дорожного фонда на мифический проект «Новый Мурманск»? Интересные дела творятся в правительстве Михаила Мишустина.
«Арктический Обозреватель» сравнил бюджетные проекты в двух соседних регионах – республике Карелия и Архангельской области. Там складывается аналогичная ситуация с урезанием социальных статей, что может означать общефедеральную тенденцию десоциализации региональных бюджетов. К слову, у соседей тоже присутствуют инфраструктурные проекты, на которые запланированы как правило кредитные средства, но эти проекты имеют вполне жизненную необходимость – выполнение работ по водоотведению, строительство детского сада, реконструкция очистных…
Не стоит удивляться тому, что депутаты в период бюджетной сессии станут утверждать, что все социальные обязательства бюджета будут выполнены: никто же из них не скажет, что теперь обязательств будет меньше… А вот «Нового Мурманска» – больше.
Пока готовился этот материал, ТГ-канал «Мурманский Свинопас» опубликовал прелюбопытный документ: группа депутатов Госдумы (а именно Олег Морозов (ЕР), Сергей Гаврилов (КПРФ), Владимир Самокиша (ЕР), Артём Прокофьев (КПРФ)) обратилась к председателю российского правительства Михаилу Мишустина с просьбой изучить инициативу мурманского правительства, инициировавшего реконструкцию Морского порта Мурманск. Точнее – сносу объектов капитального строительства, представляющих собой гидротехнические сооружения (причалы), а также ремонтно-техническую базу.
Как и три года назад, так в очередной раз весной 2022 года было доказано, что «Новый Мурманск» ни одному из инвесторов не интересен, кроме самого инициатора – Андрея Чибиса. Но Чибис был бы не Чибисом, если бы не смог «пролоббировать» своё мертворождённое детище через федеральные структуры. Именно с этой целью была наскоро свёрстана программа Комплексного развития территорий, позволяющая фактически национализировать частный бизнес. И, о чудо! – проект «Новый Мурманск» вдруг влился в программу «Реновация территорий Морского порта Мурманск», предполагающей строительство «Международного рыбного терминала».
Напомню, предприниматели узнали о грядущем изъятии земли из СМИ, и после тщетных попыток получить ответ от губернаторской команды о дальнейшей судьбе малого и среднего бизнеса, вышли в судебную плоскость. По состоянию на 18 ноября в арбитраж обратился уже шесть компаний, расположенных на территории мурманского рыбного порта.
Примечательно, что в обращении к Мишустину депутаты делают акцент именно на обращение бизнесменов, которые, в отличии от команды губернатора, подсчитали размеры убытка. Не своего, – государственного, что с учётом нынешней геополитической ситуации может восприниматься как вредительство со стороны властей субъекта Федерации.
И ещё. Виза президента Путина на письме о необходимости строительства терминалов в нескольких портах России (Мурманск в том числе) была наложена на письмо за подписью председателя совета директоров группы компаний «Антей» Аркадия Пинчевского в конце прошлого года. Известно, что «согласованная» резолюция главы государства имеет силу «указания», но при этом план КРТ и реновации порта появился гораздо позже 24 февраля.
Смогут ли депутаты получить пояснения у Мишустина, подчинённые которого фактически должны исполнить указание президента – неизвестно.