Источники «Арктического Обозревателя», близкие к окружению губернатора Мурманской области Андрею Чибису, поделились очень интересным документом, касающегося внутренней кухни регионального правительства.
Если кратко, то отчаянные попытки затащить в «Новый Мурманск» якорного инвестора представляют собой странное зрелище, в котором участвуют все от Чибиса до Баблумяна. К слову, участие главы московского офиса в продвижении КДЦ в очередной раз наводит меня на мысль о слабости Чибиса и формулирует вопрос – а кто же в Мурманской области настоящий губернатор: уж не Ашот ли Сергеевич? Тем не менее, это не самое интересное. Похоже, что правительство региона предпочло вставлять палки в колёса государственным проектам.
Но обо всём по-порядку.
Практически с самого прихода в Мурманскую область, губернатором Андреем Чибисом овладела идея космического масштаба – превратить западный берег Кольского залива в новый город-сад. В первых проектах вместо построенных на береговой линии от Дровяного до Миншуково жилых домов в нарисованных проектах возвышались футуристические здания гостиниц, деловых центров и молов. Но уже спустя год амбициозные аппетиты Андрея Чибиса заметно поумерились и локализовались на восточном берегу – в месте, где находится судоремонтный завод.
Эта маниакальная идея губернатора – строительство КДЦ «Новый Мурманск» – на протяжении всех лет с таким же маниакальным напором продвигалось на, увы, стерильной информационной поляне Мурманской области, выдавая желаемое за действительное, а презентации за результат работы. Казалось бы, да и пусть бы себе дальше занимались пустословом, если бы все эти разговоры не сопровождались немалым финансированием. Более того, ради этого проекта был урезан «Дорожный фонд Мурманской области» – в бюджете на 2023 год на «Новый Мурманск» из фонда хотят потратить ₽ 1,5 млрд.
Однако, «нездоровая» шумиха всё же была замечена и отмечена. Вначале робко об этом сказала Контрольно-счётная палата, указав на необоснованность расходов. Затем группа депутатов Госдумы во главе с Олегом Морозовым обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой «учесть мнение собственников при реализации каких-либо проектов». Это письмо основано на расчётах частного бизнеса, в которых указывается о потерях государственных средств в виде недополученная налогов.
Вишенкой на торте стало обращение сенатора от Мурманской области Константина Долгова к вице-премьеру Марату Хуснуллину, в котором содержится прошение о наделении региональных властей полномочиями распоряжаться федеральными землями. То есть, Андрей Владимирович руками Константина Константиновича хочет такое право иметь. И это означает, что на данный момент у губернатора таких прав нет, и все эти проекты под прикрытием «комплексного развития территорий» – не более чем фикция.
Вся эта переписка случилась по осени, в то время как летом, исполняя фактически государственное поручение, в Мурманске появился «Космический Центр «Морской Старт». И не просто появилась – «МС» приобрёл объекты недвижимости и гидротехнические сооружения (причалы) «с целью создания в городе Мурманске постоянного отечественного порта базирования и ремонта специализированных морских судов». Кроме того, был арендован участок, на котором эти объекты расположены.
Отмечу, что «Морской старт» прямо указывает на имеющееся преимущества – «крупнейшей в регионе группы морских плавучих судоремонтных доков длинной более 200 метров и грузоподьемностью более 30 000 тонн, то есть фактически компания говорит о намерении загрузить работой уже имеющиеся мощности мурманского судоремонта, а в перспективе – провести модернизацию под государственные задачи.
По данным источника «Арктического Обозревателя» в правительстве Мурманской области, ООО «Космический Центр «Морской Старт» за неполный год работы (точнее - пребывания) на территории региона пополнит бюджет на ₽ 80 млн. Как я уже сказал, «МС» исполняет поручение президента и решение Совбеза РФ о размещении на территории страны ракетно-космического комплекса морского базирования как неотъемлемой части наземной космической инфраструктуры Госкорпорации «Роскосмос», а это значит, что таким проектам необходим не просто «зелёный свет», но ещё и выделенная магистраль. А в Мурманской области получается, что в непонятно в угоду каким интересам предпринимаются маниакальные попытки отобрать землю. Погрязнув в судах, правительство Андрея Чибиса фактически препятствует началу проектирования нового стратегического предприятия.
В той связи может возникнуть вопрос – какие на самом деле интересы преследуют власти Мурманской области, если даже группа депутатов Госдумы из разных партий объединились в обращении к главе федерального правительства?