У депутатов Мурманской областной Думы наступила горячая пора. До конца года парламентариям необходимо принять главный финансовый документ региона – бюджет Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
С учётом нынешних веяний, когда лозунг «всё для победы» чаще упоминается в выступлениях представителей власти, простые жители не меньше переживают за то, как Заполярье будет жить в таких условиях. В то же время парламентарии не раз успокаивали северян, что траты по социальной сфере останутся прежними, однако есть много других статьей из бюджета, где финансирование имеет «отрицательный рост». «Арктический обозреватель» изучил проект главного финансового документа Мурманской области и выяснил, в каких статьях намечаются «дыры» и почему они возникли.
Проект закона о бюджете Мурманской области опубликован на сайте областной Думы 3 ноября, и в течение месяца депутатам предстоит максимально точно определить, как регион будет зарабатывать и тратить деньги в 2023 году.
Основные параметры бюджета Мурманской области на следующий год: доходы - 106,8 миллиардов рублей, расходы – 118,6 миллиардов рублей, дефицит составит -11,8 миллиардов рублей. Государственный долг региона спрогнозирован на 1 января 2024 года в размере 32,9 миллиардов рублей.
Впрочем, в плане на следующие два года эта цифра вырастет на 1/4 из-за инфраструктурного бюджетного кредита. Напомним, он предназначен, в первую очередь, на реализацию проекта культурного-делового центра «Новый Мурманск» (более 4,5 миллиардов рублей) и строительство дороги Мишуково – Снежногорск (6,5 млрд руб.).
Теперь стоит обратить внимание на детализированный перечень расходов следующего года. В первой же строке мы видим, что финансирование госпрограммы «Здравоохранение» сократиться почти на три миллиарда рублей – с 20,4 до 17,5 млрд. Это обусловлено двукратным уменьшением расходов по развитию инфраструктуры системы здравоохранения. При этом, как минимум два крупных проекта в следующем году продолжат реализовывать – строительство онкодиспансера в Мурманске и капитальный ремонт лечебного корпуса Апатитско-Кировского ЦГБ. Ещё почти на 10% уменьшается финансирование программы по профилактике заболеваний и развитию первичной помощи.
Расходы по образовательной госпрограмме останутся примерно на том же уровне за счёт незначительного увеличения трат по всем подпрограммам за исключением совершенствования управления системой образования, где заложено 1,1 миллиарда рублей вместо 1,7 млрд в 2022 году.
Под беспощадный финансовый нож попала спортивная госпрограмма, которая в целом сократится в два раза – с 3,1 до 1,5 миллиарда рублей. Основная причина - небывалое уменьшение финансирования подпрограммы по развитию спортивной инфраструктуры, согласно которой расходы уменьшаются в 7 (!) раз – с 1,8 миллиардов рублей до 261 миллиона рублей.
Комментируя «Арктическому обозревателю» проектные цифры бюджета, глава регионального Минспорта Светлана Наумова заявила, что такое сокращение расходов вызвано текущей невозможностью определить стоимость строительства крупных спортивных объектов до разработки проектно-сметной документации и заключения госэкспертизы, поэтому на сегодняшний день в бюджет заложены в основном лишь некоторые ПСД.
«Это не означает, что мы не будем и далее развивать инфраструктуру в Мурманской области. К примеру, у нас есть три крупных проекта, однако в настоящее время ведётся работа по их реализации через государственно-частное партнёрство, а это не включается в параметры бюджета до соответствующего соглашения с инвестором», - заявила «АО» Светлана Наумова, добавив, что при первой корректировке бюджета при имеющихся цифрах по стоимости строительства объектов возможно их включение в расходную часть.
Одна из самых больших статьей расходов бюджета Мурманской области – компенсация ресурсоснабжающим организациями затрат на приобретение топочного мазута. В 2022 году на эти цели было заложено 13,6 миллиардов рублей, но на следующий год эта цифра сокращена в два раза – 6,883 млрд рублей.
Это также связано с предстоящими корректировками бюджета. На сегодняшний день авторы законопроекта о бюджете закладывали текущую стоимость мазута, тогда как в предстоящем году она может подскочить, из-за чего потребуется внести изменения в финансовый документ. К примеру, в прошлом году депутатам в срочном порядке пришлось собраться, чтобы утвердить поправки и компенсировать для МЭСа и ТГК-1 три миллиарда рублей, а в этом году корректировку осуществили уже в конце февраля – с 4,5 до 9 миллиардов рублей.
Судьба этой статьи расходов решиться в конце ноября, когда Комитет по тарифному регулированию Мурманской области проведёт заседание, где определит расчётную стоимость мазута, из которой будет установлена сумма компенсации. Как раз к тому времени депутаты Облдумы будут рассматривать бюджет в первом чтении.
Весьма печальная ситуация сложилась с госпрограммой по экологии: две подпрограммы подвергнутся почти двукратному уменьшению финансирования – по охране лесов и обращению с отходами. Всего же расходы по этому направлению сократятся с 2,7 до 1,9 млрд рублей.
В духе современности под сокращение попали программы по развитию международных внешнеэкономических связей и укреплению единства российской нации (всё укрепили же?). Финансирование туризма также сократится – вместо 140 миллионов на этот год в 2023 году будет выделено только 60 миллионов рублей. Сокращение расходов задело даже любимый губернатором резервный фонд, который в этом году составлял три миллиарда рублей, а в следующем году он «похудеет» до двух миллиардов рублей.
Но не всегда сокращение расходов является проблемой. Например, в правительстве Мурманской области полагают, что к 2025 году не потребуются средств на снос ветхого жилья: если в 2023 году на эти цели намерены направить 3,3 миллиарда рублей, в 2024 – 2 млрд рублей, то ещё через год финансирование уже не предусмотрено, что, видимо, подразумевает абсолютное выполнение плана. Остаётся только верить, что в Заполярье к тому времени не останется ни одной аварийной «деревяшки».
А что же по доходам на следующий год? Авторы проекта бюджета прогнозируют, что налоговая часть поступлений увеличится на 2,5% и составит 90,3 миллиардов рублей. В разрезе наблюдается сокращение поступлений по налогам на прибыль организаций (доля уменьшена на 4,3%) и увеличение по НДФЛ (+1,1%). Существенный рост ожидается по неналоговым сборам, однако в общем плане эта сумма составляет чуть более 1% от всех доходов Мурманской области.
Важно понимать, что первый проект бюджета Мурманской области – это лишь актуализация всех доходов и расходов в сравнении с нынешним годом. В дальнейшем главный финансовый документ региона претерпит ряд изменений, но пока остаётся только предполагать за счёт чего область будет компенсировать траты, которые возникнут в течение следующего года, если и без этого наблюдается сокращение денежных поступлений.
Санкции, СВО, плохая погода, нерадивые чиновники – факторов, которые повлияют на «перетряску» бюджет, довольно много, однако его черновой вариант пока не обладает даже сдержанным оптимизмом. Предстоит ещё один сложный год. Впрочем, как и предыдущие.