По сведениям «Арктического обозревателя» в ближайшие дни может состоятся внеочередное (можно добавить – внезапное и стремительное) заседание Мурманской областной Думы. Поводом для внепланового сбора законотворцев стала необходимость внесения экстренных корректировок в областной бюджет. Сумма корректировки – около ₽ 3 млрд.
Для чего понадобилось в срочном порядке править главный финдокумент области?
Ответ прост: по каким-то причинам средства на приобретение топочного мазута из Москвы не были получены (то ли в срок, то ли в принципе), а это означает, что подготовка к отопительному сезону в Мурманской области фактически сорвана. Причём, произошло это, как не трудно догадаться, вовсе не по вине муниципалитетов, а именно по самонадеянности областной власти.
Как пояснили «АО» источники, близкие к топливно-энергетическому комплексу, возможно, ситуация возникла при попытке решить вопрос ухода от мазутозависмости. Действительно, в регионе появились несколько проектов с использованием альтернативных видов топлива, а некоторые уже даже реализуются – торфяные и угольные котельные ещё со времён Дмитрия Дмитриенко и Марины Ковтун отапливают небольшие населённые пункты. Но их ничтожно мало в масштабах всего региона.
«Не всех устраивает то, что выделяемые федеральные деньги через бюджет Мурманской области получает государственная же компания. Можно предположить, что мурманчане решили эту ситуацию исправить, и не смогли одолеть нефтяное лобби, которое оказалось сильнее и попросту заблокировало потуги», – рассказали собеседники «АО».
Да и магистральные сети сами по себе уже порядком обветшали. Можно ещё добавить, что основным потребителем топочного мазута в регионе является «МЭС» – учреждённое областным правительством предприятие, который год находящееся на грани банкротства. А его руководитель нынче выдвигается в Облдуму.
Эксперты посчитали, что эту ситуацию можно было исправить или не допускать вовсе, если бы главный распорядитель мурманских денег не увлекался предвыборными играми.
«Сейчас всё внимание сосредоточено на ЕДГ (единый день голосования, – АО), от которого зависит политическая судьба многих глав субъектов. Поэтому неудивительно, что они сосредоточились на технологиях и сиюминутных «победах», которые легко можно пропиарить и подать под соусом «очередной победы». А стратегические моменты, вопросы жизнеобеспечения региона отходят, увы, на второй план. Как, например, в случае с Мурманской областью», – считают специалисты ТЭК.
Вариантов развития событий может быть несколько, всё зависит не только от величины корректировки (а речь идёт о ₽ 3 млрд), но и от способности Думы собраться. Многие депутаты, особенно те, которые не планируют принимать участия в выборах, уже «освободили кабинеты», то есть особенным желанием прерывать отпуск не горят. Даже если оставшиеся смогут собрать кворум (пусть даже с помощью передачи голосов или участия по ВКС), то встанет вопрос – откуда брать деньги на покупку мазута. Вероятнее всего для покрытия дефицита бюджета (скорее всего такая операция не пройдёт бесследно для финансового документа) потребуется взять коммерческий кредит. Либо – будут урезать какие-то другие статьи.
В заключении напомню, что в прошлом году федеральный минфин потребовал вернуть ₽ 3 млрд, которые были выданы Мурманской области на покрытие межтарифной разницы при покупке мазута в 2019 год.