Мурманск – Киркенес: восьмичасовой вояж к соседям

После того, как Россия сняла коронавирусные ограничения и открыла сухопутные границы… хотел написать, что жители Мурманской области массово поехали в «шоп-туры выходного дня» в соседние Финляндию и Норвегию, но это оказалось бы неправдой: и на границе с Суоми, и на границе с Королевством особенного ажиотажа нет. В прошлый раз пересекал границу с Финляндией в МАПП «Лотта», сегодня же – доехал до Киркенеса через погранпереход Борисоглебск-Стурскуг.

Первая проверка документов – пост на реке Титовка

Решение съездить традиционно принималось спонтанно, и было из разряда «вы мурманчанин, если выходя за хлебом на всякий случай берёте загранпаспорт». 

Дорога от Мурманска до пункта пропуска очень близка к идеальной. Даже снятый асфальт от поворота на Полярный и практически до Долины Славы особенно не напрягает. Главное – соблюдать скоростной режим и руководствоваться дорожными знаками (разметки, как вы понимаете, нет). Практически закончена реконструкция дороги у Заполярного. Теперь она проходит вне городской черты, а значит ограничения по скорости – 90 км/ч. Жилые дома огорожены от трассы специальными шумоподавляющими экранами. Не знаю, насколько они спасают от шума, но вид из окон точно уже не тот. 

Соблюдение скоростного режима и ПДД – залог безопасного путешествия

К слову, если соблюдать скоростной режим, то бака бензина при среднем расходе 9 л/100 км вполне хватает на путешествие в обе стороны. Но для подстраховки можно заправиться в Заполярном – после реконструкции автоподъезда к границе заезжать в Никель теперь не самый короткий путь. 

В пункте пропуска тоже произошли некоторые изменения. Как и на МАПП «Лотта», на «Борисоглебске» въезд и выезд усилены в заградительными металлическими плитами. На въезде вам вручат специальный талончик, символизирующий количество человек в машине. Его нужно будет передать дежурному на выезде после проверки отметок о прохождении границы. Эта схема работает и в обратную сторону.

Вот такая «голубиная» почта между въездом и выездом
При следовании из России сотрудники пограничной и таможенной службы сделали устное уведомление, что при осмотре используется видеофиксация, и по окончании процедур последовало сообщение «осмотр закончен», после чего видеокамеры были выключены. А вот на обратном пути такой вежливости уже не было. Моя попытка сделать замечание, что не плохо было бы предупреждать о видеозаписи разбилась о стандартное « у нас инструкция, мы не обязаны». Видимо, некоторые сотрудники таможни и погранслужбы вежливы только по выходным дням. Ну да ладно, сейчас не о вежливости.

Ещё один нюанс, работающий на выезд. В пункт пропуска запускают очень ограниченное количество автомобилей – не более двух. Если же машин много, то все они томятся за шлагбаумом. На въезд же было несколько машин. На мой вопрос – с чего такая разница, сотрудники рассказали, что это правило не отменено со времён коронавируса.

Прохождение паспортного контроля не занимает много времени. По словам сотрудников, ажиотажа на пересечение границы ещё нет. Разве что в первые выходные, когда граница была официально открыта, было небольшое увеличение, но в целом через «Борисоглебск» довольно стабильный трафик – из моряков и дальнобойщиков. 

На МАПП «Борисоглебск» работает магазин беспошлинной торговли. Однако, не стоит «радоваться раньше времени». Несмотря на то, что Норвегия не входит в Евросоюз, она руководствуется теми же принципами в отношении России и введённых санкций. То есть, в Королевство запрещено ввозить крепкий алкоголь, автомобильное топливо и ещё целый ряд других товаров. По информации сотрудников поста, за две недели уже бывали случаи, когда в Стурскуге изымали духи и одеколоны. К слову, при расчёте в рублях курс евро в магазине один к 85 (дешевле рассчитываться наличными евро). 

Передав сотруднику на выезде с поста «привет» в виде талончика с количеством людей в авто, покидаем пункт пропуска, а заодно и Российскую Федерацию.

В Стурскуге – без перемен

В пункта пропуска «Стурскуг» Норвежского Королевства небольшие изменения произошли только в холле, где производится паспортный контроль. Всё остальное – как и было. Но если раньше пройдя формальности с документами и не попав в число граждан на выборочный досмотр, можно было практически без остановок выезжать за шлагбаум, то сейчас осмотр автомобиля проводится не менее тщательней, чем на российском посту – с открыванием всех дверей и капота. Более того, в некоторых случаях таможенники сверяют VIN автомобиля с данным техпаспорта. И такие же новые, но уже стандартные вопросы – везёте ли вы с собой алкоголь, топливо для авто и сколько наличных денег? 

На паспортном контроле есть выписка из новых таможенных правил. Полные правила приведены на сайте норвежской таможни

Закончив с осмотром, сотрудники дают «зелёный свет» на въезд в Норвегию. Сразу за воротами пункта пропуска вы можете почувствовать себя в зоопарке, причём, вы – в клетке. То есть, в машине: в Киркенесе есть особый вид туризма, пользующийся популярностью – путешествие на Российскую границу.

Посещение границы – один их пунктов программы

Ни для кого не секрет, что Россию и Норвегию соединяют несколько дорог, но лишь одна оборудована пунктом пропуска (трасса Е105 и пункты пропуска Стурскуг-Борисоглебск). На остальных граница обозначена простыми шлагбаумами и пограничными столбами. Так вот, к пункту пропуска Стурскуг привозят туристов, которые с любопытством наблюдают за всеми пограничными формальностями.

Главное – никого не задавить!

Главное, при выезде – никого не сбить: некоторые туристы, особенно из Юго-восточной Азии, любят бросаться под колёса.

Российские суда в порту Киркенеса

А вот на обратном пути норвежские таможенники и пограничники ничего не смотрели – после паспортного контроля садишься. машину и спокойно выезжаешь. Не уверен, что так всегда и со всеми, но две машины передо мной проехали так же. 

На российской границе – стандартный набор процедур, только на этот раз вежливости оказалось чуть меньше (см. выше)
Кстати, о цене бензина/дизеля на АЗС в районе Киркенеса

Итого – путешествие из Мурманска в Киркенес и обратно с 1,5-часовой прогулкой по городку и прохождением границ заняло восемь часов.