Огласите весь список, пожалуйста…

«Арктический Обозреватель» подготовил сводные данные по кандидатам, выдвинувшихся на дополнительные выборы в Мурманской городской совет по 1 и 9 избирательным округам и готов поделиться некоторыми интересными наблюдениями. 

1). Конкурс на довыборах по первому округу составляет восемь кандидатов на одно место, по девятому – 10 к одному.

2). Из всех поданных гражданами документов на этапе регистрации «зарубили» только одного кандидата – Виолетту Грудину. Причина – решение суда, согласно которому её определили причастной к финансированию запрещённой в России организации. Примечательно, что до рассмотрения апелляции власти Мурманской области при содействии силовиков поместили её в ковидарий «на принудительное лечение». При этом, г-жа Грудина воспользовалась своим правом уведомить избирком об участии в выборах через главврача лечебного учреждения Аркадия Амозова, который по неизвестным причинам документы до комиссии не донёс. Сам же г-н Амозов также баллотируется в Горсовет, но по другому округу. То есть, версия «устранить конкурента» при недоносе документов Грудиной автоматически отпадает. Стало быть, были другие, не менее веские причины, которые в итоге вылились в требование Теризбиркома к министру здравоохранения Панычеву разобраться с ситуацией.

3). Бросается в глаза пустота колонки «Единой России». Неужели в партии не нашлось ни одного достойного кандидата, способного победить на довыборах в городе? И как же быть тогда с предварительным голосованием, на которое было заявлено пять кандидатов по первому округу и восемь – по девятому? Далее – ещё удивительней: победивший на праймериз по первому округу Аркадий Амозов пошёл на выборы как самовыдвиженец, равно как и неучаствовавшая в праймериз Ольга Дзюба, которая исполняет обязанности секретаря городского партийного политсовета «Единой России». При этом, г-н Амозов числится первым номером в списке единоросов по 11 избирательному округу на выборах в облдуму.

Можно конечно предположить, что политтехнологи решили немного подстраховаться и дистанцировать кандидатов от низкого рейтинга партии власти.

4). На первом округе документы на участие в выборах подал действующий депутат облдумы Андрей Чернев. Перестав быть связанным партийными узами, он подал документы от «Справедливой России». 

Интересно, что Андрей Чернев сейчас как заноза для власти, которую вытащить уже поздно, а резать ещё рано. Как ещё по этому округу не всплыл новоиспечённый двойник – непонятно. К слову, судебная эпопея «Чернев против Чернева» ещё не закончилась: в ближайшее время суд будет рассматривать новый иск, но по другим требованиям.

5) Выдвинувшийся по девятому округу Дмитрий Гущин ранее был выдвинут «Партией Роста» в Облдуму, но, как уже сообщалось ранее, все кандидаты этой партии «утратили статус выдвинутого», так как не представили необходимый пакет документов. Теперь же г-н Гущин самовыдвинулся в Горсовет. Повторит ли он свою же судьбу – пока неизвестно.

6). В избирательных комиссиях (территориальной и областной) отмечают, что кандидаты не очень качественно подготовились к предстоящему марафону. Это касается подаваемых документов и подписных листов.

Важный момент: на время подготовки материала ещё не все выдвинутые кандидаты получили статус «зарегистрирован». Для тех, кто выдвинут от партий это скорее формальность – им не требуется собирать подписи. А вот от самовыдвиженцев требуется не просто собрать подписи горожан, но и сделать это максимально качественно (см. п. 6).

От Татьяны до Татьяны

Хотим мы этого или не хотим, но Татьяна Кусайко буквально заполонила всё медийное пространство. Жители Заполярья ещё только просыпаются, я в телевизоре Татьяна Алексеевна уже что-то посетила или что-то прокомментировала. Иногда даже складывается ощущение, что жители Заполярья ложиться спать вместе с вездесущей Кусайко. 

Это и неудивительно – как показывают социологические исследования («Арктический Обозреватель» ознакомился с некоторыми из них), активность Татьяны Кусайко оправдана, так как на старте кампании её узнаваемость и рейтинг были на очень низком уровне, в то время как антирейтинг, если не зашкаливал, то был необычайно высок. 

Сейчас же главная задача политтехнологов – «вытащить» Кусайко в позитив, что это у них получается не очень хорошо. Откровенно говоря – плохо: судя по комментариям в социальных сетях жителей Мурманской области раздражает показушная активность пока ещё действующего сенатора от Мурманской области:  «Я ложусь в постель с женой, а просыпаюсь с Татьяной Кусайко». И всё это для того, чтобы передать кресло сенатора другой Татьяне – Сахаровой.

Общаясь в различных кругах нередко можно услышать целый букет вопросов – от невинных «А кто такая Татьяна Сахарова?» до ехидных «А с какого перепуга подружка жены губернатора станет сенатором от Мурманской области»? 

Тут надо сделать маленькое напоминание: в верхнюю палату Парламента от субъектов Федерации делегируют двух представителей – одного от исполнительной ветви власти (губернатора), а второго – от законодательной. Причём, представителя от Думы депутаты избирают из своего же состава. Именно так депутат Татьяна Кусайко стала сенатором Татьяной Кусайко на срок полномочий мурманского парламента. 

Что же мы видим сейчас: Татьяну Сахарову – заместителя председателя Совета депутатов Североморска, главу регионального исполкома «Единой России» – усиленно протежируют в облдуму. Даже на праймериз Татьяна Анатольевна заняла первое место, но «соскочила»с одномандатного округа, перекочевав в общую часть партийного списка аккурат за Андреем Чибисом. То есть, её избрание уже фактически предрешено; это подтверждается её медийной пассивностью – дальше Североморска её мало кто знает, что приводит к закономерным вопросам (см. выше). Закономерен и другой вопрос – кто будет депутатом, коль скоро судьба первых двух уже предрешена. Третьим в списке единороссов идёт главврач Мурманской поликлиники Константин Биджоев, который при таком раскладе и осядет в новом созыве думы. 

Персоны и дублёры

Совсем другой расклад на выборах в Мурманскую областную Думу. С высокой долей вероятности можно предположить, что по одномандатным округам больше изменений не будет – все кандидаты получили статус «зарегистрированных». Аналогичная ситуация и с кандидатами по партийным спискам.

Например, у ЛДПРовцев сразу после незаменимого Жириновского следует Станислав Гонтарь, а третьим – Владимир Антоненко. Небезызвестный Алексей Штырхунов (единственный депутат от ЛДПР из Думы нынешнего созыва, который участвует в выборах) баллотируется первым номером в Видяевском округе, где конкуренцию составляет его нынешний начальник Сергей Дубовой.

Коммунисты на общий список выставили Артура Попова, следом за ним идёт Геннадий Степахно, а замыкает тройку Юрий Ваталин, «прогулявший» этот созыв думы по причине неизбрания. 

Справедливороссы сосредоточились на Александре Макаревиче – он не рискнул и не выдвинулся ни по одному мажоритарному округу, однако по одномандатным округам от партии пойдут действующие депутаты Андрей Чернев (настоящий), Борис Пищулин и Олег Черкашин. Не буду оценивать шансы каждого из них, но раз в «соседней» партии вдруг образовались двойники и клоны, то видимо полной уверенности в безупречности плана у политтехнологов нет и они решили «подстраховаться» приёмом из 90-х. 

«Соседняя» партия – Пенсионеров за социальную справедливость – не только выставила против эсеров двойников и клонов, но ещё и откопала хорошо забытого бывшего депутата и чиновника областного правительства Андрея Иванова – от этой партии он идёт под первым номером, хотя в четвертый созыв Облдумы он попал как раз как депутат-одномандатник. Вторым в общей части списка стоит сотрудник военкомата Юрий Бояркин, и лишь на третьем месте – Игорь Найденов, который также выставлен по седьмому одномандатному округу, где от партии власти баллотируется Михаил Белошеев, зампред мурманского Горсовета. Почему Игорь Олегович «всего лишь третий?» – потому, что на партийных биллбордах изображены только Бояркин и Иванов, а Найдёнову места видимо не нашлось.

Такой расклад, такие кандидаты. В следующих материалах «Арктический Обозреватель» выскажет мнение о возможных «схватках» между кандидатами на мажоритарных округах: часть из них уже прослеживается и достаточно откровенно.