Мурманская областная дума на излёте политического сезона приняла поправки в региональное законодательство о выборах. Поправками, в частности, изменяется порядок формирования регионального парламента – вместо системы 16+16 депутатов нужно будет избирать по формуле 22+10, то есть, 22 попадут в Думу по мажоритарным округам, а остальные по спискам.
«Арктический Обозреватель» уже уделял этому событию внимание, рассказав в материалах о расстановке сил и о том, на что пошли местные единороссы, чтобы продавить свой сценарий. Напомню, что накануне ключевого голосования лидеры парламентской оппозиции Зюганов, Миронов и Жириновский фактически пожаловались Путину на «перегибы на местах», и в качестве примеров таких перегибов привели именно Мурманскую область. По их мнению, изменение мажоритарно-списочной системы может повлиять на расстановку сил в региональных заксобраниях, ослабив и без того непредставительную оппозицию.
По завершению голосования (а оппозиционеры, ожидаемо, проголосовали против таких поправок), по местным СМИ разошлась волна об очередной победе Андрея Чибиса, который-де не побоялся пойти против «думских старцев» и склонил-таки региональный политсовет, а вместе с ним – и депутатов к изменению выборной системы. Действительно, по сведениям источников «Обозревателя» в АП, главам регионам «не возбранялось» вносить такие изменения. И, как я уже отмечал, президент хоть и сделал пометки в блокноте, но вслух никаких решений не озвучил. Вероятнее всего, молчание Путина ряд губернаторов расценило как карт-бланш. Возможно, в ожидании его была взята недельная пауза в думском заседании, но даже до последнего момента парламентарии сомневались в целесообразности рассмотрения перекройки системы выборов, а под неё – и перенарезки округов.
Как уже отмечалось выше, сокращение депутатов-списочников может сыграть на руку партии власти, для которой при весьма серьезном антирейтинге в глобальном масштабе и слабой внутренней политике в локальном – любое подрезание крыльев оппозиции (пусть и парламентской) будет плюсом.
И одновременно – минусом. Почему?
Предполагалось, что система 16+16 и оформленные под неё границы округов будет работать не одну избирательную кампанию. К слову, создал её Анатолий Векшин, и эта схема успешно была откатана на нескольких выборах, в том числе – на губернаторских. Она, конечно, не червонец и не всем пришлась по душе (уже говорилось, например, про депутатство Василия Омельчука, который избирался от Ковдорского района, но фактически представляет интересы Росатома, а не Еврохима), в целом же считается компромиссной, так как отвечает запросам и политических элит, и финансово-промышленных групп. Кроме того, она оставляет возможность манёвра, так как нельзя сбрасывать со счетов такое понятие как империале, когда победитель получает голоса проигравших партий (не прошедших 5% барьер). При мажоритарной же системе победитель определяется «чистыми» голосами.
Здесь-то и может возникнуть поле для манёвра оппозиции.
Для справки. Критерий для нарезки округа на выборы – количество избирателей, и оно регламентируется федеральным законодательством. То есть, все округа по численности должны быть примерно одинаковыми. Допускается незначительное изменение количества избирателей в одном округе, но при условии, что в соседнем будет такое же увеличение или уменьшение. Нельзя, например, избирательный округ в Кандалакше посчитать вместе с североморским, только с Полярными Зорями, так как это соседние муниципалитеты. В новой системе необходимо сделать на четыре округа больше, а это значит, что количество избирателей в каждом из 22 округов технически станет меньше. Их и так стало меньше по объективным причинам – естественная убыль, миграция и так далее, а тут ещё и выборы. К слову, облизбирком должен представить, а облдума утвердить новые границы округов не позднее 30 дней с даты вступления Закона в силу, то есть – не позднее 30 марта 2021 года. Уже сейчас известно, что плановое заседание областного парламента состоится 18 февраля и вероятнее всего оно будет 2-дневным, то есть, депутаты соберутся 18 и 25 числа. А поскольку на момент подготовки материала чёткого понимая новых границ округов нет ни у кого, то можно предположить, что депутатам представят схему лишь ко второму дню заседания, либо возникнет необходимость внеочередного заседания. В обеих случаях у народных избранников будет не так много времени для изучения предложенной схемы.
И, наконец, чем меньше избирателей – тем больше вероятность использования административного ресурса, который, как я уже говорил, при слабом внутриполитическом блоке и высоком антирейтинге вряд ли принесёт хоть какие-то плоды. Можно даже сказать, что скорее навредит, чем поможет – это точно пойдёт в разрез с тезисами Путина, говорившего о прозрачности и честности выборов.
Кстати, об этом.
Прозрачность, открытость и честность будет контролироваться не только на местном уровне (и даже - не столько), а Центризбиркомом. По моим сведениям, контролировать «электронное голосование» ЦИК будет, опять-таки, «дабы исключить перегибы на местах».
И пока не дошло дело до админресурса, в ход идут ресурсы информационные. Причём, как многие очевидно заметили, объектом недержания стали действующие депутаты и чиновники. Словно какая-то личная месть или обида ушатами дерьма выплескивается в медиа-пространство, в надежде на то, что поливаемые не попадут в новую политическую пятилетку. При этом, новых лиц от «ЕР» до сих пор особенно не представлено.
В совокупности мы имеем все предпосылки для использования технологии «умного голосования», но уже на уровне региональной парламентской оппозиции. И что-то мне подсказывает, что местные оппозиционеры не преминут воспользоваться этим шансом. Я конечно слабо верю в создание коалиции и выставление единого кандидата от оппозиции, но такая возможность есть. И есть ещё переговоры: оппозиция может «поделить» одномандатные округа, выставив там сильных кандидатов против пока ещё неизвестно каких единоросов или сочувствующих, но праймериз – не за горами.
В качестве иллюстрации. Предположим, что по мажоритарному округу идёт новичок Роман Глек. Хотя, официально он ещё не объявил об участии в выборах, но год назад он об этом прозрачно намекнул. И в на его же округе будет баллотироваться Максим Белов (тоже, к слову, официально не начал кампанию). Как вы думаете, у кого будет больше шансов исходить округ ногами (или, как говорят политтехнологи, «дверь-в-дверь») и получить заветную корочку депутата? Мне кажется, ответ очевиден – у прошедшего не одни муниципальные и губернаторские выборы Белова шансов окажется больше.
Нельзя сбрасывать со счетов и непарламентские партии, в том числе и новые – «За правду», «Новые люди», «Партию Роста» и так далее. Могу предположить, что хотя бы одного-двух кандидатов эти партии выставят, и, разумеется, по одномандатным округам, тем самым создав очередную головную боль внутренней политике и партии власти – старый конь, конечно, борозды не испортит, но бульон лучше варить с молодого мяса.
Вот и прошедший визит полпреда президента Александра Гуцана в Мурманскую область с большей степни вероятности был посвящён политической обстановке в регионе, а никак не осмотрам провальной реконструкции драмтеатра и перспективной модернизацией Долины Уюта. Хотя по скудным публикациям минправды именно так и всё было. А вот то, что осталось официально неопубликованным – разнос полпредом за провал по ключевым показателям в реализации нацпроектов (как раз те, которые курирует полпредство), рост безработицы и ещё несколько негативных факторов. Поговаривают даже, что полпред и его зам – Любовь Совершаева (которая прилетела в Мурманск за день до Александра Гуцана) настоятельно рекомендовали губернатору Чибису заключить перемирие перед выборами.
И напоследок. 1 марта 2021 года в Москве состоится заседание политсовета «Единой России», на котором, как ожидается, будет принято решение о формате проведения праймериз. То есть, фактически с первого дня весны выборная эстафета партии власти началась.