На сегодняшний день аэропорт «Хибины» – это вторая по величине воздушная гавань Заполярья с устойчивым пассажиропотоком около 75 тысяч человек в год. Базовым перевозчиком аэропорта является «Северсталь», но в последнее время региональную авиакомпанию весьма серьезно теснит S7 Airlines, выполняющая рейсы в Москву и Петербург.
О возможном переходе аэропорта в собственность субъекта обсуждалось в кулуарах форума «Арктика: настоящее и будущее», проходил в 10-12 декабря в Петербурге. «Документы на передачу аэропорта в региональную собственность практически готовы, окончательное решение находится в компетенции губернатора. Если, грубо говоря, он одобрит сделку, то дальше начнётся процесс передачи, а затем – конкурсные процедуры по заключению контракта на субаренду, а фактически – управление аэропортом», – рассказали «Арктическому Обозревателю» эксперты в авиационной отрасли. Ожидается, что это может произойти уже в 2021 году.
Передача аэропорта на баланс области в большей степени необходим для проведения глобальной реконструкции – не только терминала аэропорта, но и взлетно-посадочной полосы, перрона, рулёжных дорожек и так далее.
Длительное время содержанием аэропорта занималась компания «Фосагро», она готовила его для своих туристических проектов. Естественно, компания заинтересована в том, чтобы войти в государственно-частное партнёрство и продолжить эксплуатировать инфраструктуру гавани, но уже в иной роли. К тому же, глобальная реконструкция, которая так необходима аэродрому, возможна именно при участии государства – за счёт включения в программу и софинансирования. Речь в данном случае идёт о миллиардных вложениях.
По словам собеседников «АО», приём имущества на баланс области может иметь неоднозначные последствия.
«Сейчас аэропортом «Хибины» фактически полностью владеет компания Андрея Гурьева «Фосагро». А при переходе в область возможно появление других интересантов в лице не менее крупных компаний. К тому же непонятно, куда повернётся вектор губернатора, чьи интересы он будет лоббировать», – отметили опрошенные «АО» эксперты.
При этом все специалисты отметили, что для пассажиров фактически ничего не изменится. По их мнению, если аэропорт будет эксплуатироваться на условиях ГЧП, это окажет положительное влияние на развитие центральной части Кольского полуострова – и туризма, и бизнеса.