Нам любые дОроги дорогИ

В конце прошлого года администрация города Мурманска разыграла конкурс право заключения муниципального контракта по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Заполярной столице. Стоимость контракта составила ₽ 9,4 млн, а победителем аукциона (которая предложила такую цену) стала московская компания «Строй Инвест Проект». 

Отчёт - 35 страниц с графиками, схемами, выводами...

Пару слов о самом контракте. Изначально планировалось завершить все работы к сентябрю 2020 года, однако из-за пандемии сроки окончания работ дважды сдвигались (о чём заключены соответствующие дополнительные соглашения). Исходя из технического задания, весь комплекс работ состоял из нескольких частей – изучение уже имеющейся документации и прогнозных планов, а также проведения соцопросов жителей и моделирование новой комплексной схемы организации дорожного движения на территории Мурманска.

Благодаря главе городской администрации Евгению Никоре,«Арктический Обозреватель» ознакомился с итоговым документом, который был подготовлен компанией Строй Инвест Проект». Мы визуализировали одно из предлагаемых изменений и нанесли новую концепцию организации движения на ныне действующий план.

Одним из самых долгожданных в предложенном плане станет принципиальное изменение схемы движения автомобилей и пешеходов на перекрёстке улиц Папанина, Буркова и Карла Маркса (там, где в глубине сквера стоит памятник легендарному полярнику) – оно наконец-то станет круговым. Но со светофорами для пешеходов.

Кардинальные изменения таковы:

1. Движение будет организовано против часовой стрелки (1). То есть, при движении с улицы Папанина в сторону кинотеатра Мурманск нужно будет проехать по кольцу, свернув на этом перекрёстке направо. 

2. Аналогично – при движении снизу вверх (2) по Карла Маркса нельзя будет сразу повернуть налево – для этого нужно будет проехать по кольцу и только потом выполнить левый поворот (4). Через правый поворот будет организован выезд с улицы Буркова (3). 

3. Спуск по улице Карла Маркса (6) будет расширен до двух полос. Очевидно для того, чтобы приезжающие в ведомственную поликлинику пациенты даже в случае хамской парковки своего авто не создавали помех для добропорядочных водителей, движущихся вниз от перекрёстка. К слову, знак «Остановка запрещена» с табличкой «22:00 - 06:00» как издевательство сохранится. 

4. Планируется убрать два пешеходных перехода на улице Буркова – перед перекрёстком с улицей Карла Маркса и в стыке с улицей Папанина (7). Их перенесут в соответствующие места (8).

5. Общественный транспорт (9 и 10). Конечную остановку троллейбуса десятого маршрута  перенесут ближе к перекрёстку с улицей Полярные Зори, а остановку «ул. Карла Маркса» перенесут севернее (в район ЦНТИ).

6. Убираются все «непешеходные» светофоры (11).

Мы также обратили внимание, что изменение схемы движения на этом перекрёстке не просто «перерисовка» разметки, а глубокая реконструкция – оборудование тротуаров, расширение дорожного полотна, обустройство «карманов» для остановок общественного транспорта. По оценкам «Строй Инвест Проекта», организация кругового движения на этом перекрёстке позволит в 12-летней перспективе на 11,6 секунд сократить поездку (экономическая эффективность оценена в ₽ 1219,39 млн).

Что ещё концептуального предлагает компания «Строй Инвест Проект»

За основу моделирования был взят прогноз социально-экономического развития Мурманска, утвержденный Постановлением горадминистрации в ноябре 2019 года. По этому документу к 2025 году население Заполярной столицы может сократиться до 280 тысяч человек. Правда, в 2020 году прогноз был скорректирован ещё на минус 12 тысяч. Из рисков, отмеченных авторами исследования, выделены следующие: ухудшение демографической ситуации, которая может привести к увеличению миграционного оттока населения в случае отмены реализации крупных инвестиционных проектов, а также в случае роста безработицы. Другой риск – увеличение доли населения старше трудоспособного возраста при сохранении показателя ожидаемой продолжительности жизни на неизменном уровне.

По техническому заданию компания-исполнитель провела необходимые исследования и замеры и вот какие мероприятия в качестве рекомендаций были предложены (приводим в сокращении):

- про организацию кругового движения на перекрёстке улиц Папанина, Карла Маркса и Буркова мы уже рассказали выше;

- на улице Полярной дивизии наконец-то предложили организовать сквозной проезд (между проспектами Кирова и Ленина);

- в центре на улице Володарского и двух проездах – Флотском и Рыбном решили организовать одностороннее движение;

- на повороте к «Алёше» (район дома 17/1 по проспекту Героев-североморцев) предложено установить светофор;

- на перекрёстке проспекта Ленина с улицей профсоюзов могут быть оборудованы правоповоротные полосы; 

- предложили расширить проезжую часть в некоторых местах на ряде улиц (Шмидта, Академика Книповича, Подгорная, Траловая и других);

- на перекрестке улиц Полярные Зори и Книповича могут быть организована специализация полос (с изменением схемы 3+1);

- изменить схему пересечения перекрёстка проспекта Ленина и улиц Полярные Зори - Заводская, с возможностью поворота налево и направо;

- предложено построить новые путепроводы через жд-пути: в створе улицы Профсоюзов, в районе стройки НОВАТЭКа на Нижнеростинском шоссе, на проектируемом продлении НРШ в районе реки Роста (с выездом к заводу «Севморпуть»). Кроме того, предлагается построить путепровод на проектируемом новом участке магистрали городского значения от Портового проезда до Нижне-Ростинского шоссе;

- провести реконструкцию разворотного кольца троллейбусов в районе улицы Героев Рыбачьего с выездом на автотрассу «Кола»;

- при реконструкции перекрёстка трёх проспектов (Ленина, Кольского и Кирова) построить внеуличный (надземный или подземный?) переход. Провести реконструкцию подземного перехода в районе администрации Ленинского округа

- предложено (с учётом планируемого жилого строительства в районе Больничного городка) построить новую автодорогу от улицы Фролова до улицы Рогозерской.

В этот раз площадь Пять углов в концепцию не вписалась

И в самом конце рекомендаций - оптимизация светофорного регулирования на ряде пересечений и организация координированного регулирования. Изучая документы, мы также обратили внимание, что исследователи предложили «повернуть» на один квартал раньше маршрут троллейбуса № 3 – вместо улицы Октябрьской в новой концепции троллейбус должен поворачивать на Карла Либкнехта, однако решений по реконструкции этого перекрёстка мы не увидели.

Комментарий коренного мурманчанина и водителя со стажем

Все эти предложенные схему и модели в том или ином виде уже предлагались. Навскидку могу сказать, что организовать кругов движение на перекрёстке Папанина-Маркса предлагали ещё в начале нулевых, когда реконструировали сам сквер и возводили бюст Ивану Дмитриевичу. Позже на этом месте наставили светофоров со стрелками, чем создали неимоверные пробки в часы-пик. 

Вы видите здесь скоростную магистраль в порт? Нет? И мы не видим. А она есть. В планах!

Не увидел в новой концепции принципиальных изменений на других перекрёстках. Утром в четверг специально поехал посмотреть на один из таких – перекрёсток улиц Старостина и Карла Маркса. Честно говоря, пришёл в ужас – хвост пробки тянулся от кинотеатра перекрёстка у кинотеатра «Мурманск» вверх на «гору дураков» и вниз к Рогозерской, которая сама стояла в пробке из-за въезда в город со стороны Восточной объездной автодороги. 

По моему глубокому убеждению, организация дорожного движения в Мурманске находится на уровне ниже плинтуса, а это исследование (проведённое в непоказателный год пандемии), на мой же субъективный взгляд, ничуть эту ситуацию не меняет. Проекты, которые озвучены в концепции – архизатратные, и ни один муниципалитет не сможет их в одиночку потянуть. 

И ещё. По оценке, которую сделала компания-исполнитель, реконструкция перекрёстка проспекта Ленина с улицей Профсоюзов может обойтись в ₽ 8,5 млн, а его эффективность в семилетней перспективе составит глубоко отрицательные величины: ₽ -275,94 млн (или -3449%)! 

Мне жалко 10 месяцев и потраченных ₽ 9,4 млн. на исследование…