Когда собака – не друг человека

Пообщался с читателями, которые работают в организациях, находящихся «на первой линии Кольского залива» – в районе Портового проезда, а также улиц Подгорной и Траловой. Здесь, как и в мурманской промзоне, процветают «собачьи таборы», которые доставляют немало беспокойства работникам, а в период «свадеб» и вовсе становятся опасными для людей.

Проблема безнадзорных животных всплывает в информационной плоскости с завидной регулярностью. Одна из причин её появления – собаки напали на очередную жертву и нанесли увечья. Тут же по ВК-пабликам, ТГ-каналам и СМИ разлетается информация, мол, «сколько можно это терпеть» и «надо обязательно что-то делать». Тут появляется вторая причина: законодательная и/или исполнительная власти инициируют изменения в нормативные документы, общественное обсуждение которых больше напоминает бой «стенка на стенку», пусть и в виртуальной реальности. Но после нескольких неспокойных дней (иногда – недель), запал зоосторонников и зоопротивников сходит на нет, и всё успокаивается до следующего случая.

Тем не менее, и в адрес предприятий-операторов портовой зоны регулярно продолжает поступать жалобы от граждан на собачьи таборы, порой проявляющие агрессию к людям. При этом, тот же самый Мурманский рыбный порт законодательно не имеет права самостоятельно предпринимать какие-то меры реагирования – только через заявку в ЦВСЖ; реакция же прокуратуры, как правило, ограничивается какими-то нелепыми представлениями в адрес КРГХ (да-да, я до сих пор считаю «представление» как меру прокурорского реагирования – припаркой к мёртвому телу).

Источники «АО» в ММРП рассказали, что медлительность муниципальных властей и бессмысленность прокурорских представлений привели к тому, что даже чипированная собака (а накануне всё же был произведён отлов) за год принесла 10 щенков!

Отдельно стоит отметить, что меры, принимаемые региональными властями, уже продемонстрировали малоэффективность, а действующая схема работы с собственниками собак и с безнадзорными животными не дает результатов. Единственный на всю страну прецедент – уголовное наказание жителя Оленегорска, доберман которого на самовыгуле травмировал пенсионерку. В случае, когда животное не просто на самовыгуле, но и без хозяина, ответственность за него, по моему мнению, должна лечь на соответствующие муниципальные службы. Принцип «жизнь безнадзорных собак – дороже безопасности человека» практически полностью исчерпан: санитарные требования безопасности, гуманизма (в его истинном понимании) и принципы урбанистической экологии должны быть во главе основ городского и регионального управления.

К слову, контроль за держателями домашних животных также никто фактически не осуществляет – многие владельцы животных выгуливают своих питомцев с нарушением всех возможных санитарных норм, вплоть до выгула на детских площадках, не подбирая фекалии. Расставленные по городу деспенсеры с пакетиками для уборки, очевидно, свою функцию выполняют очень ограниченно: по весне (или при оттепели) город больше напоминает один сплошной лоток, стоит только выйти за ширму красивых центральных улиц. Нельзя забывать, что неубранные экскременты с пылевыми бурями, которые ежегодно устраивает УДХ, представляют собой рассадник всевозможных бактерий и других зараз. И всё это выдыхается нами, мурманчанами и гостями столицы Заполярья.