Три строим, четыре в уме?


Изучили многочисленные документы, находящиеся в свободном доступе, поговорили со специалистами в образовании, строительстве и экономике, сделали запросы в различные учреждения, и сведя воедино все данные, мы ох… как удивились!

Поверьте – есть чему и от чего.

Начнём, пожалуй, с 2020 года и первого упоминания о стройке. В декабре того же года был заключён госконтракт на строительство учебного заведения на 500 мест, а в январе уважаемый Андрей Иванович Сысоев разместил опрос – горожанам предлагалось выбрать цветовое исполнение фасада будущей школы (ссылка до сих пор активна). Вполне вероятно, что именно с этой визуализации и стоит отсчитывать хронику.

Такой была первая визуализация

По первоначальной «задумке» строительство школы на Советской должно было начаться сразу после завершения проектно-изыскательных работ – в апреле 2021 года, и через полтора года – в октябре 2022 года – закончится. Но по факту ещё даже в сентябре 2022 года на стройплощадке не был сделан даже нулевой цикл.

Ах, да, немаловажный факт, который мы уже отмечали – в 2020 году НМЦК была определена в 690 млн. рублей, но через полтора года (как раз в сентябре 2022 года) постановлением главы администрации Мурманска Юрия Сердечкина произошло «изменение существенных условий контракта» – НМЦК была увлечена до 2 млрд рублей и на два года сдвинуты сроки сдачи в эксплуатацию (напомню, школа должна была принять учеников 1 сентября 2024 года). Администрация тогда объясняла этот факт «ростом цен на стройматериалы в связи с санкционным давлением» из-за войны.

Следуем дальше. Несмотря на то, что контракт был заключён в декабре 2020 года, первое заключение Главгосэкспертизы было получено лишь в канун 2022 года – 30 декабря 2021 года. Специалисты по госзакупкам, изучив материалы и документы закупки, отметили, что контракт заключён и на проектные работы, и на строительство. Вполне вероятно, что по этой причине в документации Заказчика имеется только подробное техническое задание, а самого проекта нет. И он к моменту расторжения контракта в публичной плоскости так и не появился.

«Следим за руками»: в сентябре 2022 года «Арктический Обозреватель» побывал на «стройплощадке» будущей школы, и обнаружил там только буровую установку, которую обычно используют для изысканий для проекта. При этом заключение (подчеркну – положительное) ГГЭ проектной документации с результатами инженерных изысканий (!) было получено девятью месяцами ранее (30 декабря 2021 года!). Каким образом оно было сделано – неизвестно, но по факту стройка началась только осенью 2022 года. А я напомню, что контракт действовал с 2020 года!

Мы неоднократно в публикациях упоминали, что УКС (Заказчик) регулярно выставлял пени и штрафы за срыв сороков, но в это же самое время распоряжениями Юрия Сердечкина подрядчику (вологодскому ООО «Термоизолстрой») также регулярно выплачивались авансовые платежи и к моменту расторжения контракта было оплачено 1,9 (из 2,06) млрд рублей при (внимание!) стоимости исполненных работ – 1,4 млрд рублей! То есть, переплатили каких-то полмиллиарда рублей.

Типичное постановление об увеличении аванса

Впервые мы заподозрили неладное зимой 2025 года, когда с удивлением обнаружили, что здание школы было введено в эксплуатацию и поставлено на кадастровый учёт – это произошло 28 декабря 2024 года. Стало быть, карточка контракта должна была содержать данные о его завершении, но контракт продолжал исполняться – подрядчик выставлял акты, заказчик акты подписывал (принимал работы) и платил деньги. Из открытых данных следует, на момент ввода в эксплуатацию здания в эксплуатацию было подписано актов на 918 млн., то есть, 45% от всего объёма (2,06 млрд.). Остальные 489 млн. – закрыли уже в 2025 году. Так продолжалось до середины мая 2025 года, когда УКС принял у «Термоизолстроя» последние работы на 80 млн., а уже в конце мая было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта – 10 июня 2025 года он был расторгнут и заказчик выставил требование на оплату 141,3 млн рублей за просрочку исполнения подрядчиком обязательств по контракту.

В документе о расторжении контракта указано, что подрядчик выполнил работы с отступлениями от проектной документации, которые не были устранены в ходе проверок (отклонения от проекта обнаружены в фундаментах, блоках, вентиляции и других). Кстати, опять в канун нового года – 27 декабря 2024 года, за день до ввода в эксплуатацию (!) – появилась ещё одно заключение ГГЭ и снова – положительное. И у нас есть основания полагать, что заказчик, зная об отступлении от первоначального проекта, изменил его и «подогнал» под то, что построил.

Два заключения ГГЭ с разницей в три года

Вы думаете, мы посчитали только деньги и время? А вот и нет! – мы посчитали… этажи! И тут начинается, пожалуй, самое интересное.

Поскольку мы не смогли обнаружить в публичном доступе весь проект, собрали его по крупицам из разных документов. А отталкивались мы от первой визуализации 2021 года, о которой сказано выше. На карточках в ВК Андрея Сысоева здание – 3- и 4-этажное (из-за перепада высот). В запрошенной нами выписке Росреестра построенная школа указана как 4-этажное задние (с цокольным этажом). Четырёхэтажность присутствует и в актах, которые подписаны и оплачены – мы нашли их в работах по заливке полов с 1 по 4 этажи.

При этом, на информационном щите здание уже фигурировало 2- и 3-этажным, каким и было построено. Но откуда взялся четвёртый этаж из документов и куда он делся – загадка?

Есть слабая надежда на подвальное помещение, но вряд ли оно размером со всё здание. В наличии большого порвала усомнились и опрошенные нами специалисты в области строительства – по их мнению для подвала нужно было «глубже копать котлован», чего не было сделано. 

Выписка из ЕГРН 

При этом, нехватку площадей подтвердили и источники «АО» в областном минобре. И, вероятнее всего, Диана Кузнецова также знает об этом, но почему-то бездействует – количество принимаемых в лицей детей не снижается – в планах по-прежнему набрать 500. Как будто ничего не произошло.

А меж тем, в комментарии городской администрации к публикации о расторжении контракта указано, что

разрешение на ввод здания в эксплуатацию получено 28 декабря 2024 года; 27 мая 2025 года Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение; 28 мая – лицензия на осуществление образовательной деятельности.

В комментарии горадминистрации ничего не сказано ещё об одном важном документе – о Заключение о соответствии (ЗОС), которое подтверждает, что построенный объект соответствует всем нормативным требованиям и стандартам.  Из того же комментария АГМ получается, что заказчик признал факт ввода школы без спортивного ядра и благоустройства. Соответственно Мингосжилстройнадзор выдал свое ЗОС также без этих выполненных работах, а Минобр выдал лицензию.

У меня в этой связи только один вопрос: каким образом здание, за которое заплатили почти два млрд рублей, имеющее неисправимые недостатки, было поставлено на кадастровый учёт, получило лицензию на образовательную деятельность и заключение Роспотребнадзора?

Цветочек на могилку:

Работы по благоустройству территории Губернаторского лицея и строительству «спортивного ядра» будут осуществляться силами иного подрядчика на основании заключенного с ММКУ «УКС» муниципального контракта. Работы будут завершены в срок до 20.08.2025 года.

Согласно подписанным актам (принятым работам) вокруг лицея уже «колосится» 581 куст сирени и других растений, за который заплатили почти три млн рублей.