В конце ноября в медиапространство страны стремительно ворвалась информация о том, что порт «Лавна» могут успеть запустить до конца этого года.
25 ноября 2024 года приступили к одному из важнейших этапов строительства – началу пусконаладочных работ станции разгрузки вагонов. Завершение работ на проекте строительства порта «Лавна» запланировано на ближайшее время.
Честно говоря, мы скептически отнеслись к этой информации, так как регулярно имеем опыт наблюдать, как неумолимо «сроки сдвигаются вправо». Тот же запуск «Лавны» переносился уже неоднократно. Взять хотя бы прошлогоднее «опровержение» пресс-службы:
Уже в декабре (2023 года, – прим. «АО») железная дорога откроет рабочее движение, и «Лавна» примет первый состав с углём, начнется заполнение угольных площадок. В режиме пусконаладки будет запущен вагоноопрокидыватель под нагрузкой и первая технологическая цепочка. Первая перевалка угля на экспорт запланирована в первой половине 2024 года.
Разумеется, в первой половине 2024 года ничего не произошло. Не произошло и в августе, когда Андрей Чибис пригласил Владимира Путина на открытие «Лавны». А если посмотреть на сообщения пресс-службы, то можно сказать, что в 2023 году они на год опередили время, иначе как объяснить практически слово в слово повторение «опровержения» годичной давности?
Впрочем, пиар он на то и пиар, чтобы называть «срывы сроков» «сдвигами вправо», а «взрывы» – «хлопками». Мы же называем факты своими именами и смотрим на ситуацию с максимальной объективностью. Например, после публикации «Арктического Обозревателя» о возможном визите Евгения Дитриха для демонстрации завершения очередного этапа работ в порту, выяснилось, что у «Лавны» нет ни одной необходимой лицензии (даже для проведения пуско-наладочных работ). А кроме того, не была получена лицензия железнодорожниками на жд-ветку «Выходной – Лавна». Не исключено, что именно публикация «АО» подстегнула и проверяющие органы, да и самого генподрядчик форсировать события в разрешительной плоскости.
Сейчас, видимо, все необходимые документы для этого этапа работ получены и «Лавна» действительно приступит к пуско-наладочным работам. Однако, говорить о полноценной работе порта крайне поспешно. По данным собеседников «АО», до конца года возможен «технический пуск» (как и год назад запустили «рабочее» движение по новой жд-ветке в рамках МТУ, пропустившей ноль составов, так как не было лицензии. И также, как и в случае с железной дорогой, весь 2025 год (а то – и дольше) уйдёт на доработку объекта, так как в процессе реализации изменились многие проектные решения:
Изменились несколько принципиальных вещей. Например, появилась необходимость в новой ветке электропитания. Кроме того, корректируются решения по оформлению земельных участков (объект, наконец, «уводят» с кладбища в Молочном). Одновременно в зоне строительства выявлены «самостройные» гаражи, решение по которым придётся оперативно принимать уже сейчас. Всё это вылилось в корректировку всего проекта, который сейчас проходит Главгосэкспертизу.
Другими словами, «техническим открытием» это назвать будет можно: состав с грузом (угля) уже может пройти по железной дороге от Выходного к Лавне и там разгрузится (но только на одно из четыре полей). Но пока все придерживаются главной концепции – «сделать хорошо, но надолго». Поэтому и делается всё «с чувством, с толком» и… медленно.