Мобилизация, призыв и цифровизация

На фоне роста норм призыва на военную службу и расширение границ призывного возраста, принятие ГД поправок об электронных повестках выглядит вполне закономерным. 

Правда, пока остаётся непонятным механизм распределения полномочий по наложению ограничений потенциальным уклонистам. 

Среди предлагаемых ограничений – запрет на управление транспортом, выезд за границу и запрет на получение кредитов. Сейчас эти ограничения накладываются различными ведомствами. Например, ограничить выезд за границу может только судебный пристав, на основании открытого исполнительного производства на сумму свыше ₽ 10 тысяч. Ограничение управлением транспортным средством – прерогатива ГАИ, и в большинстве случаев – на основании решения суда. 

По сообщениям коллег, в новой версии поправок предполагается, что накладывать такие ограничения (запреты) смогут напрямую военные комиссариаты. Впрочем, речь может идти о расширении функционала действующих баз.

Однако, самое интересное, на мой взгляд, – узаконивание мобилизационных повесток. После 21 сентября 2022 года ходило множество слухов о том, что военкоматы рассылали мобпредписания через Госуслуги. Тогда же Минобороны эту информацию опровергла. Однако, уже тогда была опробована процедура ограничения выезда граждан за границу – в пунктах пропуска мужчин, подходящих по возрасту под мобилизацию, пограничники через военкомат проверяли выезжающего на наличие подобных обременений. 

«Частичная мобилизация», по словам Путина и Шойгу, закончена, но в случае необходимости она может быть возобновлена, так как Указа о её прекращении выпущено не было. А значит, в случае очередной волны, новые правила коснуться и мобпредписаний – они будут оцифрованы.

Во вторник, 11 апреля, Госдума должна рассмотреть вопрос о едином реестре военнобязанных.