История с тёплыми (умными?) остановками получила неожиданное продолжение и, говоря киношным языком, даже спин-офф.
Накануне из Норильска (сейчас нас в очередной раз сосватают с Веллером, но погодите) написал мой друг, который в силу специфики бизнеса работает на несколько городов, в том числе – и на Мурманск. Он, кстати, от имени 2gis подарил редакции «АО» подробнейшую карту столицы Заполярья, которой мы с удовольствием пользуемся.
Так вот, Николай удивился, отчего же мурманчане так негативно восприняли новые остановочные комплексы, и в качестве примера прислал записи из местных ТГ-каналов с реакцией норильчан. При беглом прочтении комментариев стало понятно, что реакция положительная, всем нравится. Со своей стороны я ответствовал, что в Мурманске мнения разделились, но негатива, надо признать, гораздо больше.
И сегодня утром экс-мэр Мурманска Алексей Веллер (ныне – депутат ГД от Красноярского края), как выяснилось благодаря читателям, выпустил пост, в котором подробно рассказал о новых остановках в Норильске. Два главных отличия от мурманских – они примерно на миллион дороже, но при этом полностью закрыты, а подогрев идёт от тепловой завесы, которая ко всему прочему ещё и отсекает холодный воздух. Как видите, цена вполне сопоставима (даже + ₽ 1 млн для Норильска, где априори всё дороже), только установили их в три раза больше, чем в Мурманске.
Не стоит забывать и об одной важной детали – о своевременности вводе в эксплуатацию. В Норильске остановки запустили ещё в ноябре 2022 года, при том, что контракт рассчитан до конца 2023 (!) и работают они без особых проблем. Тем временем, «не особо умные» остановочные комплексы столицы Заполярья до сих пор не функционируют в полном объёме: где-то вся электроника не подключена, где-то табло не работает, а где-то шалит расписание на экране. И хочется напомнить, что контракт в Заполярье заключили ещё в мае 2022 года. Так почему же за восемь месяцев нельзя сделать всё по-человечески?
Для справки: исходя из утверждённой среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Мурманске, типовая «двушка» сейчас стоит ₽ 4,4 млн., то есть аккурат с остановку.
Ещё один момент, о котором сообщили уважаемые читатели «АО»: в Казани установка одной остановки с кондиционером и закрытым контуром обошлась в ₽ 1,8 млн.
Теперь обещанный спин-офф. После публикации в ТГ-канале «Арктического Обозревателя» сообщения о том, что историей с новыми установочными комплексами, которые, по некоторым версиям, не соответствуют климатическим нормам севера, заинтересовались силовые структуры, в мурманскую полицию от имени начальника УДХ «прилетело» заявление. Примечательно, что оно было зарегистрировано в КУСПе 31 января и в тот же день ваш покорный слуга и мой коллега Дмитрий Артёменко ходили в отделение полиции для дачи пояснений. Поразительная скорость! Когда северяне массово писали заявления на незаконные действия управляющей компании (см. материалы по сюжету «Дело Севжилсервиса»), тогда до бесед с полицией доходили единицы. А заявления о подделке подписей в листах голосования и вовсе почат в бозе.
Ещё от себя добавлю. Никогда не видел смысла делать культ из остановок – будь они хоть умные, хоть тёплые. С моей точки зрения, если общественный транспорт будет ходить строго по расписанию, то и его ожидание сведётся к минимуму, а значит жителю будет не принципиально – потратил он две минуты на улице или под крышей. В Мурманске, например, автобусы и троллейбусы расписание соблюдают, а их местоположение отражается на онлайн-карте. А вот «маршрутки», кои в изобилии снуют по городу, обгоняя и подрезая муниципальный транспорт, не только создают аварийные ситуации, но ещё и вносят лепту в нарушения графиков. Быть может, пора и их упорядочить?