Непосильные миллиарды электрификации

В начале декабря 2022 года на полях форума «Арктика: настоящее и будущее», который проходил в Петербурге, губернатор Мурманской области Андрей Чибис объявил о выделении по линии Минвостокразвития 4,2 млрд рублей на энергоинфраструктуру Западного берега Кольского залива. Инвестирование в энергетику и энергобезопасность со стороны государства в нынешних условиях – безусловно, важное и нужное дело. Практически вся «гражданская» часть Западного берега залива – это огромные стройки: и ЦСКМС НОВАТЭКа, и морской порт «Лавна», и железнодорожная ветка от станции Выходной до нового порта – достаточно энергозатратые проекты, поэтому проявление финансовой заинтересованности федерального центра вполне обоснована.

Однако, где есть большие деньги, как правило, возникают, большие аппетиты на них. Самые главные вопросы – кто будет распорядителем средств и исполнителем по контрактам. 

Здесь-то и начались интересные вещи.

По информации «Арктического Обозревателя», в правительстве Мурманской области даже была «разработана схема», при которой распорядителем федеральных денег должен был стать МЭС, который бы в свою очередь уже заключал контракты на электрификацию. В качестве субподрядчиков – исполнителей контрактов – мне называли МОЭСК и Россети. 

По логике авторов «схемы» (её авторство приписывают Ашоту Сергеевичу Баблумяну; уж не берусь судить насколько это неправда), раз единственным учредителем АО в лице минимущества является правительство Мурманской области, то и распоряжение госденьгами подконтрольным обществом выглядит логичным. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы видеть очевидное: получив четыре с лишним миллиарда рублей, часть денег в виде комиссии или в каких-либо ином виде осядет в предприятии («за работу»), и до конечного исполнителя дойдёт меньшая сумму.

Однако, «схему», в которой «банковать» должен именно МЭС, надо было защитить в московских министерских кабинетах, и эта роль была отведена вице-губернатору Алексею Лыженкову, который «собаку съел» в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Правда, тут же всплыла как минимум одна нестыковка – основным видом деятельности Мурманэнергосбыта является «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», что, мягко говоря, не вписывается в концепцию электрификации. Вот если бы речь шла о теплофикации…

Удивительнее всего то, что как раз Алексей Германович как никто другой знает (знал) о том, что помимо чьей-то воли есть воля более весомого чиновника, а также бюрократия и прокурорский надзор. Не тот, который в Мурманской области, а другой, генеральный. Но почему-то вице-губернатор согласился отстаивать «схему» Андрея Чибиса и Ашота Баблумяна, несмотря на очевидное несоответствие ОКВЭДа МЭСа задачам федерального правительства. Ожидаемо, этот вариант в Москве был отвергнут (по моей информации – попытка зайти с разных сторон предпринимались неединожды), и в итоге прямым исполнителем работ по электрификации Западного берега скорее всего будут Россети, чей основной вид деятельности полностью отвечает заявленным задачам – «Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям». Кроме того, минуя «прокладку», компания получит весь транш, а не «за минусом процентов за услуги».

А что же Лыженков?

А Алексей Лыженков ещё в сентябре 2022 года лишился министерского поста – на эту должность совсем недавно был назначен Александр Кобытев, – оставшись фактически освобожденным вице-губернатором. Быть может, какое-то время он ещё будет курировать МинЖКХ, но источники «АО» в областном правительстве считают, что Андрей Чибис винит Алексея Германовича  в провале «схемы» и на этой почве «вообще готов с ним расстаться» – перевести в советники, или, что не исключено, подставить при удобном случае.