«Новый Мурманск» стал мелковат для губернатора – согласно постановлению, подписанного главой региона, проект КДЦ стал частью ещё более амбициозной программы «Реновация территорий Морского порта Мурманск».
«Арктический Обозреватель» изучил это постановление правительства Мурманской области. Документом утверждается адресная программа по сносу и реконструкции объектов капитального строительства на территории порта Мурманск. Поясним, что в ведении порта Мурманск находится несколько морских участков, самый большой из которых – в границах областного центра вдоль береговой линии, где располагаются причалы. А на прилегающей территории размещены объекты капитального строительства, принадлежащие частным собственникам, среди которых судоремонтный завод, Мурманские торговый и рыбный порты и другие компании.
Адресная программа реновации территории, рассчитанная на 2022-27 года, состоит из двух частей (подпрограмм). Про одну из них – «Комплексное развитие территории КДЦ «Новый Мурманск» в морском порту Мурманск» написано и сказано уже немало, но вот вторая – новинка: «Международный логистический рыбный терминал» в г. Мурманске.
В характеристике проблемы, на решение которой направлено строительство «рыбного терминала» сказано, что все беды возникли ещё в 2020 году, когда Китай запретил поставку рыбной продукции через свои порты. В тексте документа также есть ссылка на поручение президента о создании современной инфраструктуры для поставки рыбной продукции на базе существующих рыбных терминалов и гидротехнических сооружений (причалов), находящиеся в ведении ФГУП «Нацрыбресурсы».
Из чего состоит будущий «Международный логистический рыбный терминал»?
Из рыбоперерабатывающего завода, мощностью 13 тысяч тонн год, из холодильника для единовременного хранения 20 тысяч тонн (непонятно чего), из терминала для обслуживания рефрижераторных контейнеров и индустриального парка для размещения предприятий пищевой промышленности. Отмечается, что эти четыре объекта примыкают к причалам «Нацрыбресурсов». Это действительно так, за одним исключением – в Мурманске у этого федерального предприятия в собственности находятся только гидротехнические сооружения (причалы), а вся остальная «рыбная» инфраструктура – железная дорога, холодильники и даже портальные краны – собственность частных компаний, одна из которых – АО «ММРП», и между портом и НРР долгие годы шли судебные тяжбы о правомерности взимания платы за пользование причалами.
И вот новая напасть в виде «рыбного хаба», который должен появиться на месте (или, вместо?) второго грузового района рыбного порта.
Реализация проекта «Международного логистического рыбного терминала» должна производиться в границах кадрового квартала 51:20:00011555, внутри которого расположено 105 участков и 223 объекта капитального строительства (ОКС), и как следует из губернаторского постановления, под реновацию попадает 52 земельных участка, на которых расположено порядка 140 объектов недвижимости, находящиеся либо в собственности, либо на правах долгосрочной аренды.
В механизме реализации программы указано, что с собственниками объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу или реконструкции, запланированы переговоры по вопросу включения объектов в комплексное развитие территории.
Что же получается: имперская программа губернатора Чибиса появилась и была утверждена раньше, чем собственники узнали о том, что им предстоит в этом плане участвовать?
Да, это так:
В распоряжении «Арктического Обозревателя» имеются письма собственников земли и объектов недвижимости, адресованные губернатору Андрею Чибису, с просьбой прояснения механизма реализации подпрограммы «рыбного терминала» с учётом интересов бизнеса.
Можно предположить, что в ближайшее время этот проект будет с помпой презентован широкой общественности под соусом «очередного достижения губернатора». Только нельзя забывать, что далее слов и красочных слайдов дело не сдвинулось: ни в реновации «Больничного городка», ни в строительстве домов на улице Бондарной в Мурманске, ни в «Новом Мурманске». Хотя, нет – последний как раз сдвинулся – он переехал с западного берега залива на восточный и с недавних пор стал частью ещё более глобального проекта. Правда, это не особенно ему помогло – он по-прежнему «висит» на одной маленькой, но принципиальной проблеме, которая называется «частная собственность».
За 2021 год в реализации программы КДЦ «Новый Мурманск» произошло немало изменений, но все они имели только кадровый или технический характер, ведь ни одного объекта в рамках проекта не реализовано. Чуть меньше года руководителем «Нового Мурманска» проработал бывший первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин. В октябре Алексей Михайлович вышел из проекта, объяснив причину разным пониманием того, как должна осуществляться реализация такого рода проектов. Вскоре на его место была назначена Светлана Панфилова из Корпорации развития Мурманской области (там, кстати, Светлана Анатольевна сохранила за собой пост), а уставный капитал культурно-делового центра увеличили в 52 (!) раза – с 2 до 104 миллионов рублей.
Ранее экономисты уже отмечали, что проект КДЦ «Новый Мурманск» не интересен инвесторам и по этой причине не может быть реализован. Возможно, укрупнение проекта на всю береговую линию – это результат сговора мурманской власти с ФГУП «Нацрыбресурсами», которые бесславно проиграли в экономических спорах с АО «ММРП», и, как следствие, попытка выкрутить руки портовикам с целью принудительного инвестирования.