Образование в Мурманской области: как учителя превратились в волонтёров

Два года назад, когда бушевала первая волна пандемии, в Министерстве образования Мурманской области началась лёгкая качка, которая за два года превратилась в мощный шторм с чехардой назначений и отставок. За это время на посту министра сменилось 4 человека – Анна Головина, Ольга Дзюба, Светлана Веденеева и Диана Кузнецова, а в перерывы между назначениями министров заполняла Татьяна Ларина. Надо ли говорить, что от такой кадровой свистопляски министерство не выиграло ровным счётом ничего – почти по всем качественным показателям федерального ведомства образование Мурманской области находится в «красной» зоне.

Но это были внутренние показатели федерального Минобрнауки. Сейчас подоспели данные статистики. Согласно данным Мурманскстата, в первом квартале 2022 года средняя заработная плата учителей (тех, на которых распространяются «майские указы» президента, то есть, – подавляющее большинство муниципальных педагогов) составила 60986,7 рублей, что по отношению к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по региону составляет 88,6%. 

Для сравнения: по итогам 2021 года зарплата учителей в школах Мурманской области составляла 61413,30 рублей (или 94,7% от среднемесячном дохода от трудовой деятельности). Другими словами, уже в первом квартале наметилась опасная тенденция отставания зарплаты школьных учителей от средней по экономике региона. Другими словами, уменьшение доходов учителей – это элементарное неисполнение «майских указов» президента, за исполнением которых следят в Администрации президента.

На фоне падения доходов эксперты отмечают возросшую «общественно-политическую нагрузку» на учительский состав. То есть, работы (в том числе – «волонтёрской») становится больше, а заработная плата не то что не изменяется, – она становится меньше. В нынешних условиях становится непонятным, каким образом школьные учителя смогут обеспечить патриотическое воспитание учащихся, находясь в разряде наименее поощряемых профессий. 

Кадровый голод.

Чехарда в высшем руководстве регионального минобра привела к тому, что из ведомства стали уходить (по собственному желанию или по желанию учредителя) специалисты, обеспечивавшие работоспособность региональной системы образования в целом. Не исключение – и учителя школ, которые собственно и тянут все лямки – и детей учат, и патриотизм воспитывают, и волонтёрством занимаются. Не трудно догадаться, что два последних пункта – это неоплачиваемая нагрузка.

Отсутствие внятного руководства за два с лишним года не исправило и учительский дефицит – по состоянию на 25 июля 2022 года в системе общего образования открыто 183 вакантных мест (по данным центра занятости населения). К слову, если обратить внимание на уровень заработной платы, предлагаемой соискателям, то он колеблется от 25 до 80 тысяч рублей (за полную ставку).

В заключении – о назначении на должность директора педагогического колледжа Ирины Ковширы. По данным «Арктического Обозревателя», Ирину Александровну на эту должность в буквальном смысле «протащила» Татьяна Ларина. Не исключено, что в угоду назначению Ковширы в региональном минобре попросту наплевали на конкурсные процедуры. И именно Лариной приписывают инициативу увольнения бывшего руководителя педколледжа Надежды Вуколовой.