В бытность губернаторства Марины Ковтун на ежегодной (итоговой) пресс-конференции очень часто звучал «кадровый» вопрос, касающийся команды губернатора. Коллеги, да и я в том числе, обращали внимание на регулярные перемещения, перестановки и отставки в областном правительстве. Непоколебимыми оставались лишь несколько персон. И из уст Марины Васильевны с такой же регулярностью звучал ответ, мол, «команда сформирована, она работоспособна, я каждому доверяю», и так далее. Три года назад команда губернатора с лёгкой руки пиарщиков начала называться «командой перемен», то есть, сразу стало понятно, каким курсом пойдут.
Предположения и версии «кто уйдёт, а кто останется» стали возникать сразу после назначения Чибиса в Мурманскую область. И несмотря на заявления новоявленного губернатора о том, что он каждому чиновнику даёт испытательный срок, сразу стало вполне очевидно, что значительная часть «команды Ковтун» не войдёт в «команду перемен» Чибиса. И в это случае исключение составили лишь несколько человек. Например, Ольга Кузнецова, которая умудрилась не только сохранить, но и приумножить собственные позиции. Полтора года назад, когда «Арктический Обозреватель» впервые подробно обратился к кадровому вопросу и разобрал «команду перемен» на атомы, предположив, что как таковой команды-то и нет. И все реляции, что команда – это живой организм, и все процессы в ней направлен на настройку – лишённые реальных дел слова.
Чем не доказательство того, что даже с начала 2022 года за овальным правительственным столом уже произошло множество изменений. Некоторые из которых – ключевые.
Министерство «восьми ошибок».
Говорят, что «коней на переправе не меняют», а образовательные процессы, какими бы они не были, строго вписываются в рамки учебного года – с 1 сентября и до последнего экзамена. Строгость в системе образования подтверждается невозможностью школ перейти на 5-дневку среди учебного года, несмотря на громкие заявления губернатора и его негодование. Напомню, что учебный план утверждается к 1 сентября и не должен выполнятся «слово в слово», то есть, не зависеть от чьих-то хотелок.
Как бы то ни было, с начала 2022 года произошла вторая смена чиновников: ио министра Татьяну Ларину сменила Светлана Виденеева, а её в свою очередь – Диана Кузнецова.
Напомню, что со времён ухода Ирины Ковширы (её «команда перемен», грубо говоря, выкинула за борт, хотя опыта и авторитета у неё было выше, чем у всех последующих министров вместе взятых) образовательное министерство штормило девятибалльно: Ирина Ковшира, Анна Головина, Ольга Дзюба, Светлана Виденеева… А между ними влачила должность «ио» Татьяна Ларина.
Об отставке Светланы Юрьевны отдельно. Официально было объявлено, что она уходит с поста министра по собственному желанию по состоянию здоровья. Однако, произошло это в выходные дни и буквально накануне Всероссийского совещания в Москве у федерального министра. Источники «АО» в минобре полагают, что внезапная отставка Виденеевой в большей степени связана с «прошлыми делами» и возобновлением интереса к её персоне у определённых структур, нежели с провалами по нацпроектам. По сути, Светлана Юрьевна стала заложницей собственных рабочих схем.
Королевство труб и пара.
Другое министерство, работа которого постоянно на виду и обсуждается – жилищно-коммунального хозяйства. Сосланного в ноябре 2020 года МЭС Дмитрий Латышев сменил вечный городской зам Алексей Лыженков. Его переход в правительство многие расценили как предательство команды городских и даже предполагали, что надолго Алексей Германович в команде перемен не задержится. Но нужно хорошо знать экс-заместителя главы городской администрации (12 лет в этой должности!), чтобы такое предполагать: тонкий и расчётливый чиновник г-н Лыженков настолько непубличен, что его как будто нет. Он умудряется появляться лишь «за плюшками», но когда на горизонте ещё только начинает маячить буря, Алексей Германович ловко уходит в тень, и так же ловко уворачивается «от тумаков».
С другой стороны, Алексей Лыженков – весьма удобный министр, который знает самый большой муниципалитет как свои пять пальцев. Не исключено, что Чибис использует Лыженкова как поставщика инсайда, и в благодарность повысил его до ранга вице-губернатора: надо было кем-то занять место Юрия Сердечкина, который в результате договорённостей переехал в «городской подъезд».
На страже Заполярья.
Нет-нет, это не про газету, а про Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области. Летом 2021 года эту должность покинул бывший мурманский полицейский Сергей Приходько, который, по некоторым данным, отказался закрывать глаза на не совсем прозрачные деяния на Ленина, 75. Вместо него на полгода был приглашён экс-заместитель начальника Чувашской полиции Илья Воробьёв. Он, как и Анна Головина, земляк Андрея Чибиса, и не исключено, что через полгода его заменили бывшим командиром мурманских Росгвардейцев Эриком Хисматуллиным. Под «заменили» надо понимать именно указание сверху, а отнюдь не желание Чибиса.
Как и всегда можно задать риторический вопрос – повторит ли Эрик Эльдусович судьбу Сергея Игоревича?..
Многострадальная Кузнецова.
Алёну Александровну Кузнецову можно считать рекордсменом по перестановкам и живучести (вместе с ней это «звание» вполне может разделить Светлана Наумова). Начиная с должности главного жилищного инспектора, г-жа Кузнецова чем только не руководила, пока ГЖИ не повысили в статусе до министерства, а её, наконец, не сделали министром.
Иногда они возвращаются. Или всегда?
Перефразируя Воланда «Как причудливо тасуется колода. Землячество!» скажу, что возвращения Анны Головиной в Мурманск не ожидал никто. И анонсированное её появление в ряды партийной номенклатуры несколько неправильно было истолковано – буквально через пару дней Анна Германовна стала Министром внутренней политики, сменив Глеба Шинкарчука, который в очередной раз стал советником, но уже спикера регионального парламента Сергея Дубового.
А на Анну Головину и её непосредственного шефа Владимира Евменькова ждёт очередная предвыборная кампания. Если только в условиях «специальной военной операции» не изменится концепция.