ПМЭФ и Мурманская область: будет ли что-то новое?

В Петербурге начал работу юбилейный экономический форум. Четверть века назад, в 1997 году, первые участники и мероприятия и наши коллеги выражали надежду, что ПМЭФ может стать «очередным Давосом» – по аналогии с международным форумом в этом швейцарском городке. СМИ отмечали, что несмотря на присутствие в названии слова «международный», таковым его можно назвать с большой натяжкой – даже некоторые лидеры стран СНГ не смогли прилететь в С.-Петербург для участия в форуме, так как возникали разного рода сложности. Спустя 25 лет ситуация повторяется, разве что технологии за это время шагнули далеко вперёд и участвовать в форуме стало возможным онлайн. Этим, к слову, воспользовались представители многих стран, которые заявлены на пленарных заседаниях и в панельных дискуссиях. 

Изучив программу 25-го ПМЭФ, меня прежде всего интересовало участие Мурманской области. Выяснилось, что губернатор региона Андрей Чибис выступит с докладом на сессии «Северный Морской путь: международный транспортный коридор». Согласно опубликованному синопсису, эта сессия должна была состояться в рамках другого форума «Арктика – территория диалога», отменённого в связи с проведением «специальной военной операции». Участники дискуссии, а среди них глава «Росатома» Алексей Лихачёв, руководитель Миндаля Алексей Чекунков, председатель правления ОСК Алексей Рахманов, губернатор Поморья Александр Цыбульский, спецпредставитель президента Сергей Иванов и другие, намерены обсудить влияние СПМ на экономику АЗРФ, а также способна ли эта транспортная артерия в новых условиях выйти на планируемый грузопоток в 80 млн тонн к 2024 году. 

Помимо доклада, Андрей Чибис заявлен в качестве участника на двух панельных дискуссиях. 

Первая – «Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы». Среди вопросов, озвученных в программе форума, значатся, например, обсуждение крупных инвестиционных проектов, которые уже реализуются в Арктической зоне или могут быть перспективными. Не удивлюсь, если Андрей Чибис будет рассказывать о «Новом Мурманске», хотя среди докладчиков – представители крупного бизнеса, в том числе, работающего в Мурманской области. 

Примечательно, что проект «Нового Мурманска» может попасть в комплексное развитие территории, а это значит, что ранее достигнутые договорённости с собственниками «обнулятся». Одна попытка уже была предпринята – когда «Новый Мурманск» неожиданно укрупнился и стал частью другого проекта – по созданию «Международного логистического рыбного терминала». Тем более, что на предложении по созданию такого хаба стоит согласованная резолюция президента (документ имеется в распоряжении «АО»), а значит начало реализации проекта – вполне не за горами. Вопрос лишь в том, смогут ли Чибис и компания обосновать «внезапное укрупнение» терминала?

Вторая дискуссия, к участию в которой приглашён Андрей Чибис носит название «Соединяя пространство и технологии: новые решения для комплексного развития территорий». Собственно, она выглядит логичным продолжением предыдущей – использование современных технологии в решении вопросов комплексного развития территорий. Быть может, после этой сессии программа КРТ, выходящая из недр правительства Мурманской области, перестанет иметь банальное «сети и реконструировать», а окажется более подробной и, что самое главное, правдоподобной!

Примечательно, что на этот раз Мурманская область никак не фигурирует в туристических сессиях и дискуссиях. А ведь на развитие туризма делает ставку и крупный бизнес, представленный в регионе.