Не так давно «Арктический Обозреватель» обратил внимание уважаемых читателей на укрупнение и без того амбициозного проекта – «Новый Мурманск» стал частью «Международного логистического рыбного терминала». Очередной «масштабный проект» был задокументирован постановлением областных властей, в котором были приведены лишь прогнозные цифры, а реальных расчетов никто не делал (или – их не стали предавать гласности). Однако, в этом же постановлении приводился длинный перечень объектов недвижимости, фактически подлежащих изъятию у нынешних собственников.
Как обычно, обращаем внимание на даты. Указание президента, на которое ссылается областное правительство, датировано 14 декабря 2021 года. К 25 марта 2022 года появилось положительное заключение межведомственной комиссии по рассмотрению предложений по реализации проектов комплексного развития территорий (предложения, по всей видимости, готовило Минарктики), а уже 30 марта 2022 года Андрей Чибис подписывает постановление, утверждающее Адресную программу по сносу и реконструкции объектов на территории морского порта Мурманск.
Когда оторопь прошла, собственники, для которых появление такой адресной программы явился абсолютно неожиданностью, обратились за разъяснениями в областное правительство, которое в ответе всю ответственность свалили на Путина – то есть, сослалось на «исполнение указания президента». Примечательно, но мы не смогли найти в открытом доступе Указание президента Пр-2366 от 14.12.2021 года, на которое также ссылается и губернатор, а в длинном ответе регионального Минграда задавшим аналогичный вопрос собственникам рекомендовано обратиться в федеральный Минстрой.
Не хочется говорить грубо, но очень похоже, что местных предпринимателей местные же чиновники просто послали.
Но поскольку предприниматель отличается от чиновника тем, что он зарабатывает деньги, а не получает их, то Мурманские бизнесмены посчитали, как реновация в будущем может отразится на доходах в бюджет, а соответственно и на зарплаты тех же чиновников, которые сегодня сотрясают воздух словами.
Например, портовики посчитали, что по программе предлагается построить всего СЕМЬ объектов, взамен 291, при этом назначение значительной части объектов сохранится, а вот производственные мощности по хранению рыбы сократится на 60%. Кроме того, мурманские предприниматели подсчитали, что среднегодовая выручка 18 крупных предприятий-собственников составляет свыше 5,3 млрд рублей, а в бюджет уплачивается свыше 500 млн рублей в виде налогов (в том числе в бюджет субъект – более 120 млн). Это не говоря уже о том, что на этих предприятиях трудится более 1000 человек, и которых уже начала пропадать уверенность в завтрашнем дне.
Все эти доводы были изложены в письме, которое собственники направили зампреду правительства Российской Федерации Виктории Абраменко (имеется в распоряжении «Арктического Обозревателя»). Отмечу, что адресная программа затрагивает интересы более 50 собственников, среди которых «Мурманский тарный комбинат» (предприятие – лидер в изготовлении упаковочной продукции), крупнейшая в регионе рыбоперерабатывающая фабрика «Капитан Немо», ООО «Севрыбсбыт» (более полувека осуществляющего хранение рыбопродукции), «Фабрика орудий лова», «Мурманский морской рыбный порт» и другие.
Ещё из удивительного. Оказывается, ещё в 2019 году была разработана концепция и программа реновации территорий порта, которая, по словам авторов обращения к вице-премьеру правительства страны, была представлена Чибису, и от которого за три года не последовало никакой реакции. А сейчас – менее чем за три месяца появилась совершенно иная программа, не имеющая ничего общего с развитием территории. Сразу возникает вопрос – быть, может есть какой-то интерес?
«Арктический Обозреватель» выяснил, что за всей этой стремительностью действительно скрывается интерес, и даже известны интересанты. Ни для кого не секрет, что и нынешние собственники заинтересованы в сохранении и приумножении нажитого, но когда речь идёт о национализации, и во главе этого процесса шествует сам губернатор – становится не очень приятно. Тем более, что сразу можно увидеть прямую заинтересованность Чибиса в этом сомнительном процессе, особенно в такое время.
Не преминул упрекнуть губернатора в политической близорукости и депутат Госдумы Алексей Веллер. Правда, критика экс-мурманчанина была адресована в другую часть прибрежной зоны – туда, где всё ещё собираются возводить «Новый Мурманск».
Напомню, в августе 2021 года стало известно об инфраструктурном кредите в размере 3,4 млрд рублей, который область должна получить на реализацию амбициозного, но весьма сомнительного проекта «Новый Мурманск». Проектом предусматривалось создание на месте судоремонтного завода гостиницы, делового и досугового центров и много чего ещё. Если погрузится ещё глубже в историю, то первоначально этот проект должен был раскинуться на Западном берегу залива. Однако, с течением времени имперские амбиции подужались и перекочевали в черту города.
Сама идея проекта «Нового Мурманска» отнюдь не является плохой, однако способы её реализации постоянно вызывают недоумение. Из последнего – только на разработку сайта для КДЦ выделено более семи миллионов рублей. Сможет ли сайт затмить то, что придётся снести? – вряд ли. Ибо под снос пойдёт довольно много уникальных гидротехнических сооружений, пусть даже они уже морально и физически устарели, но ничего нового на данный момент нет. Например, речь идёт о плавдоке, который иногда используется «Атомфлотом» для обслуживании атомного ледокола «50 лет Победы» – единственного «круизного» атомохода, выполняющего рейсы с туристами на Северный полюс. Кроме «Атомфлота», док использует также и Северный флот для ремонта своих кораблей и подводных лодок. Но это всё «большие величины» – в связи со сложной геополитической обстановкой именно отрасль судоремонта может стать неплохим экономическим катализатором для области. Как, например, это сделали в Вологодской области – вложились во время пандемии в судоремонт, и сейчас уже получили первый корабль для внутренних нужд. А Мурманску вполне по силам принять судоремонт промыслового флота, так как в условиях санкций путь на европейские верфи закрыт, а в Китай – долго и дорого.
Правда, и здесь не без нюансов: провести доковый ремонт рыболовного судна в Мурманске сейчас невозможно, потому что нет мощностей. А те, что есть (были) – восстанавливать дорого и бессмысленно, так как технологии уже давно шагнули вперёд.
К критике Чибиса и его «красивых картинок» как раз и присоединились мурманские рыбопромышленники, которые прямо сказали, что «специалистов, разбирающихся в вопросах судоремонта, в областной администрации явно недостает» – цитата по «Российской Газете» Виктора Храпова, советник руководителя компании «Мурманский морской инженерный сервис».
Другими словами, вместо КДЦ было бы неплохо обратить внимание на отрасль судоремонта, и вложится в неё, чем гнаться за коротким, но сомнительным, рублём, рисуя красивые картинки. Отчасти именно эта причина стала основной при выходе из руководства проектом бывшего вице-губернатора Алексея Тюкавина, который пояснил «Арктическому Обозревателю», что его видение реализации проекта существенно отличается от того, которое насаждается сверху.