В начале сентября во вовремя оперативного совещания губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что начиная со второй четверти школы региона перейдут на пятидневную форму обучения. Обоснование для принятия такого решения выглядело как необходимость освобождения детей от повышенной нагрузки в субботу и увеличении времени для личного досуга.
В середине ноября, когда закончились первые каникулы, «Арктический Обозреватель» поинтересовался – как же было исполнено решение губернатора, перешли ли школы на пятидневку? Вот какой ответ редакция получила от пресс-службы областного правительства:
Пять дней в неделю обучаются школьники 75 образовательных учреждений региона, что составляет 46,8% школ области. Остальные учебные организации осуществляют образовательный процесс шесть дней в неделю. Шестой учебный день (по субботам) организован с использованием дистанционных образовательных технологий.
То есть, только половина школ работает на пятидневке. Сюда же входят коррекционные школы, коррекционные школы-интернаты. И по информации «АО», образовательные учреждения среднего звена не особенно ринулись исполнять губернаторское поручение. И причин тому несколько.
Первая – юридическая.
Несмотря на профильное подчинение Министерству образования и науки, каждая школа (лицей, гимназия, колледж – неважно) – самостоятельное юридическое лицо со своим Уставом, пусть даже типовым. Не вдаваясь в нюансы это означает, что каждый руководитель учебного заведения принимает решения в рамках своих полномочий и компетенций, в том числе – и по вопросу организации учебного процесса. Это касается в том числе и календарного учебного графика, который утверждается к 1 сентября и в течении года не подлежит изменению.
Это заметно, когда наступает время школьных каникул – в разных школах они могут незначительно, но отличаться по времени начала и окончания. Особенное неудобство испытывают семьи, в которых дети учатся в разных школах, и каникулы одного не совпадают по времени с каникулами другого учебного заведения. Аналогичная ситуация и с расписанием занятий – они могут быть как по пяти-, так и по шестидневной неделе.
Вторая – кадровая.
То, что в учебных заведениях существует острый дефицит кадров – ни для кого не секрет: к каждому 1 сентября школы недосчитываются около 250 штатных единиц. По этой причине многие предметы ведут смежные учителя. Например, химию и биологию, русский язык и литературу, физику и математику, историю и обществознание, физ-ру и ОБЖ, и так далее. Может сложится впечатление, что учителя получают за совмещение двойную оплату, но это далеко не так. Хотя бы потому, что по трудовому кодексу можно совмещать только полторы ставки. И хотя у учителей тарификация идёт несколько иначе, выше головы прыгнуть всё равно не получится. Несмотря на существующие надбавки, доплаты и всевозможные программы поддержки («Земский учитель», и так далее), профессия учителя так и не становится престижной и кадровый голод сохраняется.
А нехватка кадров и невозможность учителями совмещать «3-в-1» приводит к сложностям при составлении расписания уроков. С одной стороны, необходимо выдерживать учебный процесс, а с другой – не нарушать трудовой кодекс. Кроме того, многие школы (особенно в областном центре) были построены ещё в середине прошлого века, и с тех пор очень сильно изменились всевозможные правила – медицинские, санитарные, пожарные и так далее, которым учебное заведение должно соответствовать. Порой доходит до того, что нагромождение ограничений откровенно идёт вразрез с какой-либо федеральной программой (например, о доступности спорта).
Другими словами, за две-три недели «по Щучьему велению, по моему хотению» полностью перекроить расписание под 5-дневку невозможно, так как невозможно одномоментно восполнить нехватку учителей в образовательных учреждениях.
Третья – северные особенности.
Это отчасти следствие из второй причины. Школы Заполярья с 1 декабря перешли на так называемый «зимний режим обучения» – уроки начинаются с 9:00, а продолжительность каждого сокращена на пять минут. Если предположить, что образовательные учреждения «взяли под козырёк» и перешли на пятидневку, то при изрядном кадровом дефиците дети бы возвращались из школы к вечеру, а само расписание представляло бы собой разрывной график, что в свою очередь недопустимо как минимум по санитарным правилам.
Четвёртая – политическая.
Директора школ и подчинённый им учительский состав вот уже многие годы считается «железным электоратом». То есть, исправно ходит на выборы, исправно голосует за правильных кандидатов. Да и сами участковые избирательные участки зачастую находятся в школах, а члены УИКов – сотрудники образовательного учреждения, которые не прочь заработать лишнюю копейку к зарплате. И всё бы ничего, но на выборах 2021 года об учителей буквально вытерли ноги, заставляя их делать гнусные вещи – собирать сведения, докладывать о несогласных, заниматься агитацией и много ещё чего. По сути, всё было и раньше, только делалось это не публично и не столь цинично, как в этом году (см., например, материал «Как учителей выбрать заставили»).
После таких бесцеремонных манипуляций, которая, к слову, продолжается и по сей день, среди работников образования стала зреть злость к тем, кто позволил сделать из учителей «пушечное мясо» и пустить их в расход. И вроде учителя должны быть рады, что у них может появиться ещё один почти полноценный выходной, но именно по причине очередного бесцеремонного вмешательства в рабочий процесс они не спешат пересматривать учебные планы по своим предметам.
По сведениям «Арктического Обозревателя», переход на пятидневку возможен, но никак не в середине учебного года, когда все планы согласованы и утверждены. Более того, почти половина школ Заполярья уже работают по пятидневке, но зачастую это учебные заведения с незначительным (или отсутствующим) кадровым дефицитом, а количество помещений позволяет заниматься в одну смену пять дней в неделю.
Многие школы, работающие шесть дней в неделю, по самым оптимистичным прогнозам, смогут перейти на пятидневку только в следующем году. А повсеместный отказ от учёбы и работы по субботам возможен к 2025 году.