Поступок депутатов Мурманского городского совета вызвал бурное обсуждение в информационном поле. Кто только не высказался по этому поводу, но эти мнения, как правило, однобоки, поэтому тоже решил подать голос, который радикально отличается от «мэйнстрима».
Все паблики, разбирая причины случившегося, в один голос заявляют, что это всё козни Алексея Веллера, который-де «продолжает пакостить губернатору». Похоже, что депутат Госдумы стал «фантомной болью» команды губернатора. Либо, из него усиленно стараются слепить «образ врага», на которого можно списывать все свои провалы.
Я же считаю, проблема образовалась как раз в следствие того, что команда, стоящая за губернатором, практически заблокировала существующую структуру, в результате чего горсовет не мог поступить никак иначе, кроме как жёстко отклонить сначала кандидатуру мэра, а потом «прокатить» главу администрации.
Поясню для тех, кто продолжает эксплуатировать тему возвращения «страшного и ужасного Веллера», который якобы только и мечтает прибрать власть в Мурманской области: нет у него сейчас ни времени, ни ресурсов заниматься регионом. Задача депутата – потратить силы на то, что бы влиться в систему в новом регионе с потенциалом на рост, и именно для этого его отправили в Красноярский край. В противном случае – он выбывает из системы.
Перейдем, пожалуй, к тому, почему депутаты Мурманского горсовета не могли поступить никак иначе, кроме как отклонить кандидатуры, предложенные губернатором и генсоветом партии «ЕР».
Я как всегда циничен, и считаю, что одним из важных элементов депутатства является возможность монетизации своего положения.
Вторым элементом, который необходимо рассмотреть в данной ситуации, – это порядок выдвижения на пост мэра кандидатуры Ольги Дзюбы и на пост главы администрации Юрия Сердечкина. Самый мягкий эпитет прошедшей процедуры – это «политическое хамство». Предположу, что в результате победы на выборах у губернатора случилось «головокружение от успехов», так как «одержал полную и безоговорочную победу», и при этом забыл, что есть вторая сторона. И решив, что с мнением «проигравших» можно более не считаться, выдвижение кандидатур было организованно в режиме «нагибательства». Кандидатуры, по сути, были выдвинуты губернатором при поддержке генсовета парти. То есть, демонстративно было показано, что мнение депутатов горсовета никого не интересует, и их ставят в положении «заткнись и делай».
Вот и получается, что при маловероятном переизбрании депутатов на новый срок, им же впихивают нового мэра и главу администрации. Ну и какова должна была быть их реакция?
По-видимому губернатор и его команда не знает народную мудрость, что даже крысу не стоит загонять в угол, а уж депутатов горсовета, которым и терять-то особо нечего, тем более.
Кроме того, в промежутке между выборами мэра и главы администрации, попытка договориться со стороны как минимум части «городских» была отклонена губернатором в жёсткой форме. И в ответ последовала новая попытка «нагнуть» депутатов горсовета с привлечением «артиллерии» в виде секретаря генсовета партии Андрея Турчака. Результат мы собственно видим.
Следующий шаг со стороны губернатора произошёл в прежней логике: из партии исключили пятерых депутатов. Вероятно, этот шаг должен был символизировать губернаторскую решимость идти до конца, его поддержку из Москвы (как будто приезд Турчака не показал обратное), и соответственно оказать давление.
Что же стоит ожидать в дальнейшем от политической жизни Мурманской области?
Наиболее сильный ход со стороны «городских» – возврат прямых выборов мэра. Это позволит Тамаре Ивановне Прямиковой ещё длительное время оставаться на посту в качестве ИО мэра (вплоть до новых выборов, результат которых будет непредсказуем).
Со стороны губернатора – продолжится давление через правоохранительные органы, прокуратуру, Роспотребнадзор и так далее. А главное – продолжится перевод финансовых потоков города в организации, не подконтрольные администрации города (АНО и тому подобное). Это, в свою очередь, может спровоцировать проверки в обратном направлении (контрольно-счётная палата, например, уже не единожды указывала на неправомерность расходования денежных средств губернаторскими АНОшками).
Итак, политика Мурманской области остаётся такой же захватывающей, как хороший матч по хоккею или футболу. Наслаждаемся!