Мнение читателей: выборы прошли, начался «разбор полётов»

Слушая спикеров во время прямого эфира «Арктического Обозревателя» не мог отделаться от удивления. Вроде для многих – это не первые выборы, с которыми они так или иначе работали, но мнение с позиции политолога я так и не услышал, комментировать до окончания подсчетов я посчитал для себя преждевременным. 

На избирательный участок Михаил Антропов (КПРФ) пришёл одновременно с Андреем Чибисом наверняка случайно

Теперь перейдем непосредственно к теме. Давайте всё же рассмотрим выборы с позиции, политолога стоящего в стороне и оценивающего происходящее максимально объективно.

Итак, о полноценном выборе граждан, который стоит оценивать с политической точки зрения можно говорить только при общей явке больше 60% от выборного электората. При явке ниже идёт только разговор о механизме предусмотренного распределения политических ролей в системе и решении своих внутренних конкурентных вопросов той или другой властной группировки.

Поясню, так как мой вопрос-комментарий на стриме, не поняли. Согласно исследованиям, проведенным в разных странах, 15% электората всегда и при любых обстоятельствах голосуют за действующую власть по принципу «лишь бы не было хуже», ещё 15% те, кто так или иначе связан с действующей властью и голосуют за неё (бюджетники, военные и т. д.) все вместе формируют 30% «административного» ресурса (описание формализовано). В результате получаем 30% точно придут и проголосуют так, как нужно действующей власти. А так как общая явка 45%, это значит вес административного ресурса составляет 66%, что позволяет формировать нужные конфигурации. Для действительного волеизъявления народа явка должна составлять более 60% соответственно. 

Вернемся к выборам, которые смело можно считать политтехнологией. Давайте рассмотрим, чего смогли и чего не смогли добиться силы, боровшиеся в рамках «выборов». 

Начнём всё же с поздравлений. Эти выборы – явная победа губернатора А. В. Чибиса. Выборы прошли в запланированных рамках, в целом предоставив запланированные результаты в соответствии с разнарядками Москвы. Можно было бы возразить, что ничего особенного в этом нет, но все же. В ситуации, когда идет жёсткая внутрипартийная даже не борьба, а уже война, обеспечить победу и выполнение целевых показателей, значит много, пусть это в первую очередь заслуга Евменькова. И это позволяет надеяться, что в ближайшее время наш губернатор пойдет на повышение на министра строительства и жкх и оставит нас, так пожелаем ему карьерного роста! Ну и ложечка дёгтя: решить вопрос с отстранением Макаревича от областного парламента он так и не смог, но это локальный прокол.

Итак, что получили и что не получили политические силы в Мурманской области.

Начнем с первого Всероссийского парадокса – партий «Новых людей» и «Партии пенсионеров», не смотря на мандат от АП, позволивший пройти в Госдуму, всё же, губернатор не решился пустить «Новых» в Облдуму. Слишком уж они дестабилизируют баланс, и это не смотря на то, что губернатор очень сильно хотел обеспечить недопуск Макаревича в региональный парламент. Партия «Новые Люди» обозначила себя в регионе, и вполне возможно к следующему электоральному циклу начнет подменять собой ЛДПР. «Партия пенсионеров» зацепилась в регионе и получает возможность развить свое присутствие, пусть и путем заключения сделки с губернатором, выступив «спойлером» для СРЗП и собственно, карманом для грязных технологий Андраника Мусатяна. Кстати насколько я понял имеется расхождение по количеству голосов, отданных за «партию пенсионеров» на региональном уровне и федеральном уровне (но это не точно). 

Про ЛДПР можно сказать просто, они слили выборы, как и по всей России. Уже можно с вероятностью более 50% говорить о передаче партии новым владельцам, и запуске процедуры этой самой передачи. Вполне вероятно, что мы увидим: «Новых людей ЛДПР». Кстати слив выборы, ЛДПР с одной стороны позволили ЕР набрать цифры по присутствию в областном парламенте, но не позволили вытеснить по спискам из парламента СРЗП.

КПРФ навлекли на себя «проклятие Мусатяна», и чувствую им это проклятие еще основательно будет икаться. Собственно, КПРФ потеряла по итогам выборов больше всех, и по большей части это есть результат того самого проклятия. 

Думаю, стоит пояснить. 

Если для губернатора сохранение показателей прошлого периода в ситуации ослабления партии и внутрипартийной войны является достижением, то для КПРФ как основной оппозиционной партии это упущенные возможности. И что особо болезненно для Попова, эти упущенные возможности являются очевидными для федерального руководства партии. Собственно, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять кто был основным лоббистом стратегии соглашения с губернатором в рамках которой КПРФ не только не смогла улучшить свой результат в абсолютно тепличных условиях, так еще и умудрилось потерять согласованное с «партией власти» место в 11 округе. В результате собственно руководитель регионального отделения КПРФ имеет очень бледный вид, собственно получив то самое «проклятие Мусатяна».

СРЗП. Это победа, с которой не знают что делать. Для партии как таковой явный рост присутствия в местном парламенте, рост по электорату в условиях, когда первоначально (до объединения) прогнозировались снижение результатов вплоть до порога отсечения (5%). Кроме того, явная победа в противостоянии с губернатором и Андраником Мусатяном на 11 избирательном участке. Но, как говориться, всегда есть «одно но». Для Александра Макакревича ситуация совсем не такая однозначная. Несмотря на то, что собственно руководитель СРЗП превратил избирательную кампанию в свой крестовый поход против губернатора, результаты на удивление выше ожидаемых. Для понимая, я думаю все же стоит немного разобраться в истоках противостояния Макаревича и Чибиса. Собственно, Александр Макаревич был результатом деятельности, системы которая сложилась в Мурманской области до прихода губернатора Чибиса, эдакой частью «глубинного государства» Мурманской области, которая сегодня именуется «городские». Нет, он не получал средства от системы «городских» на прямую, но смысл его деятельности заключался в основном в деятельности «Баба Яга против», на чём он имел свой электорат, и оставался «человеком фракцией», что в свою очередь обеспечивало его позиции в региональном отделении. И, собственно, губернатор Чибис, как человек который стал разрушать эту систему, воспринимается Макаревичем как личный враг, без относительно к его рабочим либо иным личным качествам. Будь Чибис гением управления, и организуй он расцвет области, он бы для Макаревича так бы и остался врагом с которым ему необходимо бороться. Поэтому, с одной стороны, несомненная победа, так как получилось противостоять планам личного врага и добиться результата вопреки оказываемого противодействия. А с другой стороны, вопрос сможет ли он встроиться в новую систему явно стал актуальным.

И нельзя не упомянуть о феномене грязные/чистые выборы. Несомненно, на этих выборах в Мурманской области использовался ряд «грязных» политтехнологий, но так как они использовались локально против конкретных людей и только на двух участках, то большинство граждан эти технологии не зацепили. Кроме того, противостояние на 11 участке нужно разбирать отдельно и подробно, без этого понимания, произошедшего не будет. Единственное, что хочется сказать, что случай можно заносить в учебники политологии под графой как за свои деньги с помощью грязных политтехнологий повысить рейтинг своему оппоненту.