Накануне 285-летия со дня основания по приглашению Правительства Челябинской области и лично вице-губернатора Анатолия Андреевича Векшина мне посчастливилось побывать в славном южно-уральском городе Челябинске. Благо, что добраться туда можно на прямом самолёте, который летает дважды в неделю, а время в пути – около трёх часов. Рейс выполняет авиакомпания «Red Wings», открывшая прямое авиасообщение весной 2021 года. Когда представители авиакомпании впервые обратились с просьбой продвинуть направление, натолкнулся на определённые стереотипы о «суровых челябинцах», активно культивируемых в свое время «Нашей Рашей». Тогда же я с удивлением обнаружил, что на гербе города красуется золотой верблюд. Углубившись в историю стало понятно, откуда взялся этот навьюченный корабль пустыни на Южном Урале.
К слову. Прямой авиарейс является субсидируемым: 2/3 дотации приходится на Челябинскую область, ещё треть – федеральные средства. Как видим, Мурманская область никак не участвует в данной программе межобластного развитая, хотя промышленных и производственных интересов между нашими областями гораздо больше, чем кажется. Но об этом позже.
Итак, Челябинск был основан 285 лет назад, 13 сентября 1736 года, как крепость, а статус города получил спустя 45 лет – в 1781 году. Изначально крепость не реке Миасс строилась для защиты рубежей России и обеспечения безопасности торговых караванов, путь которых как раз приходил через Южный Урал: верблюды, гружёные всевозможными товарами, шли обозами из Азии в Европу. Поэтому неудивительно, что именно навьюченный верблюд перекочевал на герб Челябинска и остался здесь до сих пор, несмотря на то, что основным источником дохода города является производственная сфера. Вообще, это едва ли не единственный случай в истории, когда торговлю существенно потеснила производственная и промышленная сфера.
Многие факты, безусловно, можно почитать в справочниках и энциклопедиях, но лучше всего посетить Государственный исторический музей Южного Урала, расположенный в Челябинске. Отдельно хочу отметить, что это огромное современное здание, построенное в виде двух башен в 2006 году; оно символизирует исторические корни Челябинска – крепость. Музейные фонды – это около 300 тысяч единиц хранения, при этом широкой публике представлена лишь незначительная часть.
Чтобы посетители смогли увидеть как можно больше экспонатов, в музее организуются временные выставки, объединённые одной тематикой. Мне посчастливилось вспомнить моё пионерское прошлое: на выставке была представлена атрибутика пионерской организации, школьная форма, книги и учебники и многие другие вещи, характерные для эпохи 70-80-х годов прошлого века.
А гвоздём постояннодействующей экспозиции по-праву можно считать знаменитый Челябинский метеорит, свалившийся с неба утром 15 февраля 2013 года и в одно мгновение ставший самым значимым и самым ужасным событием года. Да-да, такой вот диссонанс. Многие челябинцы – очевидцы события – вспоминают, что за красотой падения последовала волна разрушений: во многих домах повыбивало стёкла, а людей засыпало осколками. Учёные сравнивают мощность падения со взрывом атомной бомбы, в 20 раз превосходящей той, которую сбросили на Хиросиму. Сейчас же самый большой кусок метеорита мирно покоится в стеклянном саркофаге, и представляет собой лишь музейную ценность.
Здесь же в музее обширная экспозиция посвящена Великой Отечественной войне. Именно за Урал в годы войны были эвакуированы многие заводы из европейской части Советского Союза, а на базе тракторного завода было развёрнуто знаменитое танковое производство. Именно поэтому Челябинск стали называть Танкоградом: здесь произвели несколько тысяч тяжёлых танков – КВ и ИС. Здесь же располагался и опытный завод, который осваивал новые виды вооружения. Одно из таких – легендарная «Катюша» – родом из Челябинска. На заводах и фабриках в военное время трудились совсем юные мальчишки – те, которые не смогли убежать на фронт, они вставали к станкам и наравне со взрослыми ковали Победу. За трудовой подвиг жителей города, проявленный во время войны, Челябинск заслуженно носит звание «Город трудовой доблести и славы», а его герб красуется на фюзеляже самолёта Airbus A320 авиакомпании «Россия».
Ещё один музей, потрясающий своим размахом, называется «Россия – моя история». Это даже не музей, а целый интерактивный парк – один из 24 подобных сооружений, расположенных в разных частях страны. Главная особенность исторического парка – полный интерактив: на огромных планшетах и световых панелях проецируется история всей страны и отдельного региона. Недаром Владимир Путин поручил правительству включить парки «Россия – моя история» в национальный проект «Образование».
Здесь, например, я узнал что на территории современной Челябинской области было обнаружено доисторическое поселение эпохи средней бронзы Аркаим, а в нём – вы не поверите – была найдена колесница! Это позволило учёным предположить, что на территории Южного Урала лошадей стали запрягать раньше, чем в древнем Риме. Кроме того, опять-таки, по одной из версий, культура Аркаима это воплощение «арийской цивилизации» и она тесно связана с… Гипербореей! Вот такие оказывается могут быть эзотерические связи Челябинского Аркаима и Ковдорской Гипербореи.
Возможно, по этой причине я уже не очень удивился, когда посещая Коркинский разрез выяснилось, что руководитель проекта по рекультивации начинал трудовой путь именно в Ковдоре, и именно с самым западным муниципалитетом Мурманской области у него связаны самые тёплые воспоминания. Впрочем, не у него одного!