Почти 400 человек приняли участие в опросе «Арктического обозревателя» по поводу голосования на праймериз «Единой России». Напомним, читателям было предложено ответить на вопрос о том, как они были вовлечены в предварительное голосование «партии власти».
Чаще всего северяне заявляли, что они не принимали участие в праймериз и их об этом никто не просил. За такой вариант ответа проголосовала почти половина опрошенных – 47%.
Это может говорить в принципе о незаинтересованности населения в участии в политических заигрываниях. Другой факт низкой активности – полностью электронная форма праймериз. Ранее отмечалось, что Мурманская область (по докладу Минцфиры) находится далеко не в лидерах по качеству предоставления цифровых услуг. Кроме того, данные по гиперпреступности в регионе, обнародованные Генеральной прокуратурой, говорят о высокой активности цифровых мошенников и слабой защищённости граждан (уровень раскрываемости таких преступлений в области не превышает 30%), что в свою очередь говорит о низком доверии северян к цифровизации.
Почти 22% читателей заявили, что участвовали в предварительном голосовании ЕР, потому что их «попросили».
С одной стороны, такой относительно «мягкий» способ применения административного ресурса всегда имел место. Особенно, когда нужно было «разогнать» явку, то есть сделать участие массовым. Иногда, правда, это доходило (и доходит!) до маразма, когда на политические демонстрации «сгоняют» бюджетников или, и того хуже, гастарбайтеров.
А с другой – это опять может говорить о том, что Министерство внутренней политики даже попыталось провести разъяснительную работу. Ведь помимо единоросовского праймериз одновременно ЦИК проводил тренировку по дистанционному электронному голосованию. Но по сведениям «Арктического Обозревателя» внутриполитические кураторы ставку делали именно на праймериз, а не на тренировку ЦИК. Иначе, зачем же тогда кураторы просили сделать скрин экрана с галочками против реальных фамилий, а не вымышленных?
Здесь интересен вот ещё какой момент: наверняка стоило разделить ответ на «попросили проголосовать» и «попросили проголосовать за кандидата». Несмотря на то, что партия власти всячески открещивалась от того, что выдавала списки «нужных кандидатов», а особенно ретивые ТГ-каналы даже растиражировали угрозу, мол, «если в интернете и СМИ появляются подобного рода пасквили, то нужно немедленно призвать авторов ответу». То-то и оно, что случаев утечки нужных фамилий в интернет предостаточно, а читать про обвинения и вмешательство «третьих лиц» многим уже порядком надоело.
Да и как же без списков, если на каждом углу волонтёры в фирменном единороссовском прикиде («мерче») раздавали цветные газетёнки без выходных данных со списком фамилий и фотографиями будущих думцев?
В этой связи 13,6% читателей ответивших, что они не голосовали, хотя их просили – выглядят настоящими смельчаками. Вероятнее всего в ближайшее время стоит ожидать некоторые реверсивные меры в их отношении, как ослушавшихся. Но стоит помнить, что в регионе острый дефицит учителей и врачей, а это – основа электората, и если её пошатнуть – весь админресурс вылетит в трубу.
Ещё 17,6% респондентов голосовали в праймериз «по велению души», а не по чьей-то просьбе. Именно эта цифра коррелируется с итоговой явкой – по данным «ЕР» в Мурманской области проголосовало 15% выборщиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждого пятого жителя Мурманской области заставили проголосовать на праймериз. Кроме того, нельзя забывать, что праймериз – это лишь тренировка и победа того или иного кандидата – всего лишь иллюзия победы. Утверждение списка участников произойдёт на съезде партии, где решения и будет поставлена окончательная точка для каждого претендента на депутатское кресло.