Между Россией и Беларусью в ближайшее время возобновится железнодорожное сообщение, прерванное пандемией. Об этом говорится в сообщении ИА «Банки Сегодня». Точнее, технически для начала движения поездов всё готово, но окончательное слово должны сказать эпидемиологи. По сведениям издания, согласовано 53 пары поездов межгосударственного сообщения, запускать которые будут поэтапно. Среди них – поезд Мурманск – Минск. Казалось бы, при чём тут Беларусь, межгосударственная граница и поезда?
А вот причём.
Ситуация на российско-белорусской границе напоминает, как это не парадоксально, ситуацию с кировско-апатитской агломерацией. С одной стороны, российская граница для граждан республики Беларусь открыта. Яркий пример – практические регулярные чартеры из Минска в Мурманск, которые привозят специалистов для работы на предприятиях Мурманской области. С другой – белорусские власти пропускают россиян в республику только при наличии уважительной причины (болезнь или смерть родственников, и тому подобное). При этом подтверждать причину необходимо только при пересечении сухопутной границы: в аэропорту Минска доказывать необходимость визита не требуют.
То же самое происходит и в Хибинах: если вы едете в Апатиты поездом или самолётом, то никто даже не поинтересуется, откуда вы приехали и зачем. Другое дело, если на машине: на въезде в Апатиты стоит пост, на котором производится проверка документов водителей и пассажиров автомобилей с немурманскими номерами. Но даже в этом случае вероятность недопущения очень минимальна: при наличии подтверждённой брони и/или отрицательного ПЦР-теста проезд беспрепятственный. По крайней мере, мне ни разу не попадалась информация о том, что кого-то не пропустили.
Кстати, о поездах. Анонсированный пассажирской дирекцией РЖД двухэтажный туристический «Горнолыжный экспресс» из Москвы в Апатиты благополучно отходил в рамках составленного расписания. То есть, опять случился какой-то разнотык: во время итоговой пресс-конференции, губернатор Чибис заявил об отмене московского «Экспресса». А по данным сайта бронирования билетов на этот поезд, загрузка у него была вполне приличная (в отличии от электрички «Лыжная Стрела» из Мурманска в Апатиты).
«Что видим по итогу? Двухэтажный поезд из Москвы спокойно ездит до Апатитов и привозит туристов. Апатиты - конечная станция, как Москва или СПБ: поезд отъезжает в отстойник за гипермаркетом и ждёт обратный рейс. На склонах полно иногородних лыжников, возле "Северки" стоят тачки с иногородними номерами, у некоторых прицепы со снегоходами. На заправках в час пик полно явных туристов: более модные и весёлые лица, яркая одежда, иногородние номера авто. В аэропорт прилетают дополнительные Аэробусы S7 с туриками», – сообщает паблик «Суровая реальность».
То есть то, что должно было произойти только с 15 января («при наличии соответствующих оснований и эпидобстановки») – открытие горнолыжных курортов для иногородних, фактически произошло 11 декабря, одновременно со всеми. Ни тебе электронных пропусков, ни тебе дифференциации по месту проживания – склоны, музеи, гостиницы, парки развлечений – всё работало. Справедливости ради отмечу, что при бронировании проживания у нас спросили откуда мы приедем и что если не из Мурманской области, то нужен отрицательный тест. Хотя ранее говорилось о запрете бронирования для иногородних.
Практически аналогичная ситуация сложилась и в Териберке: при самом беглом просмотре последних фотографий в Инстаграм по этой геолокации становится очевидно, что в новогодние каникулы там яблоку негде было упасть, несмотря на довольно холодную погоду.
Даже по данным аэропорта «Мурманск» в новогодние праздники пассажиропоток вырос на 20% по сравнению с прошлым годом. Отмечу, что в начале 2020 года основную долю пассажиров составляли туристы из Китая и Юго-Восточной Азии, а в этом году пассажиропоток вырос исключительно на российский туристах.
При этом, мурманский оперштаб пока никак не отреагировал на вопрос «АО» об официальном открытии с 15 января 2021 году туристических достопримечательностей Заполярья. Впрочем, ответ уже не столь важен и очевиден: говорить можно сколько угодно, но когда слова не подкреплены делом, то грош им цена.